Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пристрастные рассказы

Лиля Брик

  • Аватар пользователя
    Аноним18 июня 2016 г.
    Я сам умру, когда захочется,
    и в список добровольных жертв
    впишу фамилию, имя, отчество
    и в день, в который буду мёртв.
    Внесу долги во все магазины,
    куплю последний альманах
    и буду ждать свой гроб заказанный,
    читая «Облако в штанах».
    (О.М. Брик)

    Я очень люблю творчество Владимира Владимировича Маяковского, поэтому стараюсь прочесть всю информацию, относящуюся к его жизни. Так как сам поэт не успел написать автобиографию, то потомкам остаётся лишь одно – читать воспоминания его современников (кстати, горячо рекомендую книгу В.В. Катаняна, сына последнего мужа Л.Ю. Брик «Лиля Брик. Жизнь»).

    Сегодня невозможно сделать, пожалуй, следующего – отделить жизнь Владимира Владимировича и Лилии Юрьевны – так крепко годы и череда событий соединяла судьбы этих двоих людей. Именно по этой причине книга, удачливо составленная Я.И. Гройсманом и И.Ю. Генс на основе воспоминаний, писем, записок, фотографий Л.Ю.Б., является для ценителей творчества В.В.М. настоящим восьмым чудом света.

    Писать цельный отзыв о такой многослойной книге очень сложно, поэтому я решила разделить мой отзыв на три части, соответствующих структуре книги.





    ЧАСТЬ 1. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ

    Сама по себе автобиография Л.Ю.Б. не представляет ничего особенного: для тех читателей, кто знаком с основными вехами жизни Л. Брик, автобиография может показаться даже слишком простой и незамысловатой. Хотя, например, мне понравилось описание встречи Л.Ю.Б с Распутиным. Однако тот читатель, который впервые знакомится с семейством Бриков, конечно, почерпнёт много новой информации о жизни Л.Ю.Б. и В.В.М, а также людей, входящих в их круг общения.

    Уникальность книги в другом: она содержит два варианта воспоминаний Л.Ю.Б о Маяковском: первый вариант был издан в 1932 г., второй писался Лилей Юрьевной в середине 50-х гг. и окончательно оформился в 1977 г. (его отличает излишняя цензура). Читателю же несомненный интерес представляют разночтения в воспоминаниях Л.Ю.Б. Какой вариант правдивей – сейчас остаётся только гадать... В книге главы обоих вариантов органично следуют друг за другом через пробел, то дополняя, то противореча друг другу. Складывается впечатление, что это такая игра: попробуй-ка угадай, какой вариант честней. Хотя, как мы знаем, воспоминания имеют обычай менять форму и размер: да и не все ли равно, шёл мелкий дождичек или был проливной ливень?..

    Читая воспоминания Л.Ю.Б., особенно остро понимаешь, какой это был необыкновенный человек. Даже чувство юмора у неё особенное – понятное и абсолютно незлое. Именно благодаря этому качеству Лилии Брик её воспоминания нередко вызывают у читателя улыбку.


    Стали собирать первый номер журнала. Имя ему дали сразу «Взял». Володя давно уже жаждал назвать кого-нибудь этим именем: сына или собаку, назвали журнал.

    На страницах книги мы снова встречаемся с известными, (не)любимыми писателями, поэтами, художниками и другими личностями творческих профессий – К. Чуковским, Б. Пастернаком, В. Хлебниковым, В. Каменским, Д. и В. Бурлюками и многими-многими другими... Одних читатель приветствует горячо, зарисовки с другими пропускает мимо глаз; важно то, что каждая личность отражает своё время – начало ХХ в. – сложное, но насыщенное идеями, мыслями и мечтами...


    Мы любили тогда только стихи. Пили их, как пьяницы, думали о том, когда и как они делались и делаются.

    Вот, например, одна из моих любимых зарисовок Л.Ю.Б. о «святом» и неприкаянном поэте Велимире Хлебникове:


    Писал Хлебников непрерывно и написанное, говорят, запихивал в наволочку и терял. Бурлюк ходил за ним и подбирал, но много рукописей всё-таки пропало. Корректуру за него всегда делал кто-нибудь, боялись дать ему в руки – обязательно перепишет наново.

    А как можно без улыбки читать письма Маяковского? Это же отдельный жанр!


    Поцелуй Скота (прим. имя собаки Л.Ю.Б. и В.В.М.) и Оську, если у них нет глистов.

    Воспоминания Лилии Брик включают трогательную историю собаки по кличке «Щен» и Маяковского. История примечательна тем, что в книге она представлена, как репринт изданной в 1942 году брошюры тиражом 150000 экземпляров по цене 75 коп. Брошюра иллюстрирована рисунками В.В. Маяковского.



    Двенадцать
    квадратных аршин жилья.
    Четверо в помещении, –
    Лиля,
    Ося,
    я
    и собака Щеник.


    ЧАСТЬ 2. НЕИЗВЕСТНЫЕ ЗАПИСКИ И РИСУНКИ В. МАЯКОВСКОГО И Л. БРИК

    Особое внимание, по-видимому, в книге заслуживают копии неизвестных записок и рисунков В. Маяковского и Л. Брик. Большую часть из них действительно не найти на просторах интернета. Для удобства читателей все записки «расшифрованы», поскольку некоторые из них практически нечитаемы.




    ЧАСТЬ 3. ПИСЬМА И ДНЕВНИКИ

    Третья часть книги содержит письма Л.Ю.Б. к Маяковскому, Осипу Брику, В.А. и В.В. Катанянам, сестре Э. Триоле и её мужу Л. Арагону. Большинство писем печатаются впервые без цензуры.

    На мой взгляд, письма – это личный мир двух людей, ведущих переписку (особенно для того времени). Поэтому читать чужие письма я могу исключительно ради литературного интереса, но удовольствия мне это занятие не приносит.

    Помимо писем в третьей части книги представлены дневники Л.Ю.Б. – вещь неинтересную и скучную. Дневники Лилия Юрьевна переписывала несколько раз; они содержат настолько мало полезной информации, что читать их полностью с полным вниманием может лишь профессионал-исследователь.

    27
    1,6K