Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Преступление и наказание

Фёдор Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним15 июня 2016 г.

    Преступление ради теории заслуживает наказания

    Честно говоря, я в замешательстве: я не могу сказать, что роман "Преступление и наказание" мне не понравился, но и однозначного восторга я не испытала. Между прочим, по моим воспоминаниям, в школе роман читался с большим интересом. С другой стороны, сейчас он был мною воспринят совсем по-другому: это гениальное масштабное произведение русского писателя о сложнейшей из тем - путь преступника от момента совершения убийства до момента "постепенного обновления человека", "постепенного перерождения его", "постепенного перехода из одного мира в другой", "знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью". Но вот только было бы наивно считать, что русский писатель, обладающий широким размахом души, мог ограничиться только этими рамками, а потому и повествование выходит за пределы этих рамок, обнажая непростую реальность среды, ставшей прибежищем героев романа. Эта самая среда, как следует из романа, вполне очевидно оказывает влияние на молодого человека с говорящей фамилией Раскольников. Истерзанный нищетой, голодом, семейными проблемами, общественной несправедливостью, Родион Романович, как истинный представитель молодого, нового поколения, стремящегося к радикальным переменам, совершает убийство старухи-процентщицы и её сестры, так некстати оказавшейся в квартире во время преступления. Зачем молодой человек, который учился на юридическом факультете, совершает данное преступное деяние? Обладая немалым умом, он не мог не знать последствий своего злодеяния. Однако совершил! А положительных перемен как не было, так и нет. Да и могло ли одно убийство несчастной старухи что-либо изменить в общественном укладе жизни? Вряд ли. Поэтому на голову Раскольникова обрушиваются страдания, мучения, и иначе быть не может: нашему благородному и доброму душой преступнику не дано одномоментно выбросить убийство из головы. И надо бы пойти и признаться во всём служителям закона, но гордость и смелость не позволяют этого сделать до определённого момента.

    За преступлением неизбежно следует наказание, но для нас гораздо интереснее узнать причины совершённого деяния. Гордость Раскольникова твердит о том, что он убил "вошь", "бесполезную, гадкую, зловредную", но человек не вошь, и лишать его жизни никто не имеет права. По Достоевскому, "преступление есть протест против ненормальности социального устройства". Раскольников, по-видимому, протестует против несправедливого распределения общественно-полезных благ, против полярных богатства и нищеты, образованности и невежества, ума и глупости, восстания и покорности. Он беспрекословно следует своей собственной теории, слепо верит собственной идее: "Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, – смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, – это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление...Первый разряд всегда – господин настоящего, второй разряд – господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать". Причисляя себя к категории людей необыкновенных, Родион впоследствии говорит об убийстве, что им двигало желание узнать, "вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…" Оказалось, "такая же точно вошь, как все", и единственный выход - принять на себя страдание и понести заслуженное наказание.

    Отрадно, что на пути нравственного исправления Раскольникова встретится Сонечка Мармеладова. Достоевский даёт такую ей характеристику: "Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. В лице ее, да и во всей ее фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях". Неслучайно, что казалась она ребёнком: вынужденный образ жизни не мог испортить чистой души девушки. Она является символом всеобщего страдания, которое мужественно сносит на своих плечах. Трогательная, милая, скромная Сонечка буквально притягивает к себе. Именно ей откроет тайну убийства Родион, и её реакция поражает: нет ни злости, ни отвращения, а только желание обнять Родиона и сказать, что он несчастнейший из людей. Вероятно, истоки характера Сони более всего приближены к истинной религиозности. В финале романа по пути веры в Бога пойдёт и Родион.

    А ещё в романе есть невероятно трогательный момент:
    "– А меня любить будете?
    Вместо ответа он увидел приближающееся к нему личико девочки и пухленькие губки, наивно протянувшиеся поцеловать его. Вдруг тоненькие, как спички, руки ее обхватили его крепко-крепко, голова склонилась к его плечу, и девочка тихо заплакала, прижимаясь лицом к нему все крепче и крепче".
    Ярче и правдоподобнее выразить детскую любовь просто невозможно. Дети любят, несмотря ни на что и вопреки всему. Это цветы жизни и наиболее чистые и светлые создания, пока ещё не впитавшие в себя пагубного воздействия окружающей среды и общества.

    6
    103