Рецензия на книгу
Франкенштейн
Мэри Шелли
kiss_vita14 июня 2016 г.Вот ты какая, прародительница целой череды ужасов, родоначальница полчища зомбовидных монстров и одна из самых знаменитых сказок о гении, создавшем на свою погибель настоящее чудовище. Как же я предвкушала эту историю! Пусть основная идея романа всем известна чуть ли не с младенчества, но, как водится, книги всегда преподносят неожиданные сюрпризы, когда, наконец-таки, добираешься до первоисточника.
И стоит отметить, разрозненные фрагменты этой повести, перекроенные по лекалам Голливуда и остальной братии масс-медиа, с которыми я сталкивалась, сильно отличались от книги Мэри Шелли. Оказалось, что "Франкенштейн..." - мало похож на триллер или ужастик. Суть этого произведения не в кровавых убийствах, погонях или бесчеловечных опытах. Здесь чрезвычайно много места уделяется размышлениям и переживаниям героев - Виктора Франкенштейна, создателя, и его творения, разумного демона, внушающего страх и отвращение всем окружающим его людям, а также их столь сложным взаимоотношениям.
Виктора ужасает размах собственного гения: он смог достичь уровня демиурга, который вдохнул жизнь в бренную оболочку, но вынести все невзгоды и тяжкие последствия своего поступка он уже не в состоянии. Он слишком слаб, чтобы отвечать за свое творение, за его судьбу. Он забывает о своем создании на долгих два (!!!) года, не может вступиться за невинно осужденную Жюстину, не способен предугадать очевидные действия монстра, чтобы защитить своих близких. Его первоначальные идеи благородны и предельно ясны - многие ученые стремились открыть эликсир бессмертия или научиться возвращать жизнь уже усопшим. Но кто задумывался о том, что будет дальше, если эксперимент достигнет успеха, кто-нибудь раздумывал, как избежать всех негативных последствий? И вот жизнь Виктора неуклонно клонится к горизонту, отравленная тем, кого он создал своими же руками. Итак, из пылкого юного исследователя Виктор трансформируется в подавленное, депрессивное существо, которое забросило бразды правления и пустило свою судьбу по воле волн, и лишь последний шок, смерть молодой супруги, вынуждают его расставить все точки над i и уничтожить дьявола, угрожающего человечеству. Здесь он проявляет изрядное упорство, чем вновь возвращает мое было потерянное уважение после стольких страниц хандры и "мучительных предчувствий" вместо активных попыток поймать своего "отпрыска".
С другой стороны у нас имеется демон, странное творение человеческой фантазии и гордыни, которые завели Виктора в те недосягаемые сферы, которые, пожалуй, людям лучше не трогать. Однако, монстр уже создан, он жив, он дышит, мыслит и видит окружающий его столь прекрасный мир, но вместо распростертых объятий и радости от обретенной жизни, он чувствует только ненависть и ужас. Все отворачиваются от него, бегут, и благородные светлые начала затухают в оскорбленной душе. Правда, я не верю, что он был настолько благодетелен, как сам рассказывает о себе и о своих намерениях. И мне кажется, что решительный отказ Франкенштейна создать ему подругу был единственно правильным решением. Чем демон был лучше человека, а человек демона? От ярости и злобы чудовища погибло столько же невинных людей, сколько и от нерешительности и безответственности человека, хотя одного отталкивали и презирали, а другого лелеяли и боготворили.
Остается лишь открытым вопрос, изменилось бы что-нибудь, будь Виктор мягче и внимательней по отношению к своему творению. Возможно, Франкенштейн смог бы избежать многих испытаний и лишений, если бы ранее оградил от них демона, но мне трудно представить хоть какую-нибудь счастливую концовку для такого мрачного сюжета.
853