Рецензия на книгу
Маятник Фуко
Умберто Эко
Аноним14 июня 2016 г.Знаковое произведение, которое породило после себя всяких денов браунов и паолов коэлье, породило и тут же уничтожило скрытой, но очевидной иронией, которой проникнут «Маятник Фуко». Я думаю, это произведение достойно того, чтобы стоять в Вавилонской библиотеке на одной полке с «Мастером и Маргаритой» Булгакова. И то и другое произведение подвело черту под мифом, после которой существование мифа в целом стало невозможным, и его растащили по частям менее одаренные, по более плодовитые писатели.
Умберто Эко романом «Маяник Фуко» обобщил всю мировую мистику, увязал в единую теорию заговора все: сионских мудрецов, танцующих дервишей, магию вуду, тамплиеров, розенкрейцеров, иллюминатов, иезуитов и так далее и тому подобное. Увязал и высмеял, показал, что все это – выдумка трех ученых, несостоявшихся в той области знания или искусства, которой они были одержимы. А мировое мистическое знание при всей своей сложности свелось к одному, к ошибке тамплиеров, к несостоявшейся встрече двух групп, обладающей частями тайны о мировом господстве и к многовековой попытке соединить эти части вновь.
Этот «План», как развлечение для самих себя, как насмешку над одержимыми мистикой людьми, выдумали Бельбо, Диоталлеви и Казобон. Работая в двойном издательстве, одно из которых печатает серьезные научные труды, а второе – тщеславных авторов, издающихся за свой счет, они имеют доступ к большому количеству мистических рукописей «одержимцев» и решают переплюнуть их в создании теории мистического заговора, которая не только объединит все имеющиеся и заставит одержимцев в нее поверить, но и будет представлять из себя что-то действительно новое. Не буду пересказывать весь сюжет, хотя, он конечно, потрясает обилием исторических фактов и энциклопедических знаний автора, скажу только, что в результате этой «игры» двое авторов плана умирают, один от болезни, которую считает наказанием за насмешку над высшими силами, а второй – от рук выдуманного ими тайного общества.
Остановлюсь лишь на главной, на мой взгляд, идее романа. Она заключается в том, что ВСЕ СОЕДИНЯЕТСЯ СО ВСЕМ. Эту истину нам много раз говорили, но так ли уж часто нам удается это почувствовать? Думаю, лишь в редкие моменты духовных откровений, возвышенных переживаний, которые у обычного человека бывают раз-два за целую жизнь и часто в корне меняют жизнь человека. Умберто Эко дарит читателям своего романа это переживание. Он соединяет все мировые религиозные и мистические учения в один «План», которые объясняет и европейскую мистику, и русскую революцию, и Вторую Мировую Войну, для сопряжения явлений он использует компьютер с программой выпадения случайных текстов, он показывает, как кусочек средневекового шифра может одновременно быть и тайным заговором и товарным чеком, и он вплетает в эту общечеловеческую историю жизнь простого человека, ученого, который выдумал это все, и принял смерть от своей выдумки, потому что так он стал богом. Момент смерти Якопо Бельбо – это и есть тот символический акт соединения всего в одну божественную неподвижную точку, вокруг которой вращается мир – в точку, к которой подвешен маятник Фуко, явное доказательство вращения мира. Бельбо становится сам этой точкой, потому что его вешают на самом маятнике, и отвес уже колеблется от него. Смерть и перевоплощение в божество соединяется автором с другим переживанием Бельбо, с переживанием из детства, когда он, во время поминальной службы в честь героев, погибших на войне, когда сама война только что завершилась, играл на трубе на кладбище. И была в этой игре одна нота, один долгий пронзительный звук, когда все вдруг для него, двенадцатилетнего мальчика, остановилось и стало смыслом его самого – это был его звездный миг, миг, ради которого был рожден Бельбо, миг, когда он сам стал божественной точкой и осью мира, тем самым теллурическим пупом земли, который он позже выдумал со своими друзьями.6217