Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мост короля Людовика Святого

Торнтон Уайлдер

  • Аватар пользователя
    Аноним12 июня 2016 г.

    Что такое мост? Не только инженерное сооружение, соединяющее два берега. В литературе, да и вообще в мировой культуре, мост это символ стремления к единству, встречи, общности. Насколько же более мощным символом является обрушение моста!
    Торнтон Уайлдер в своем произведении утверждает: нет воли Провиденья в том, что погибли во время падения сооружения конкретные пять человек. Однако, рассказывая об их жизни, автор себя отчасти опровергает. Смерть каждого из погибших становится неким образом перемены, разрушения связей в семье и обществе.

    Дальнейший текст рецензии - моя попытка истолковать каждый образ

    Первая жертва – аристократка маркиза де Монтемайор. Это знатная и богатая полусумасшедшая женщина. Она пишет прекрасные письма в Испанию своей дочери, которая является смыслом жизни маркизы. Дочь в свою очередь мать практически ненавидит. Переписка маркизы выступает некой связью между старой Испанией и молодым государством Перу. Но связь не может поддерживаться вечно, однажды ниточка рвется. События романа происходят в 1714 году. Лишь в 1824 году Боливар окончательно провозглашает независимость Перу. Обрушение моста, служившего людям более сотни лет, было внезапным. Освобождение колонии от влияния метрополии шло постепенно, но было настолько же неизбежным.

    Вторая жертва – Пепита, девочка-подросток, сирота, воспитанная в монастыре. Настоятельница монастыря хотела сделать из Пепиты свою преемницу и потому воспитывала ее соответственно. Девочка временно прислуживала маркизе, обучаясь у нее этикету. Мне кажется, Пепита символизирует связь между поколениями и отношения между церковью и светской властью. Гибели девочки действительно жаль, из нее могла получиться интересная волевая личность. Но ее смерть была неизбежной ведь, распространение католичества в Перу было основано на явлении синкретизма – взаимопроникновения верований. Как не хотела бы сохранить настоятельница имеющееся, перемены были неизбежны. Пепита, воспитанная в духе традиционализма, просто не могла выжить на этом мосту.

    Третья жертва – Эстебан. У него недавно умер брат-близнец. Мануэль для него был не просто родным человеком, а частью его самого. Когда брат скончался от болезни, Эстебан долго не мог оправиться, пытался даже наложить на себя руки. Его отношения с братом – символ семейных связей. Если эта связь нарушилась, то семья не может существовать. Потому гибель Эстебана абсолютно предсказуема и неизбежна. И, пусть это прозвучит жестоко, в его смерти было что-то правильное.

    Четвертая жертва – дядя Пио, немолодой уже авантюрист. В молодости он много поездил, провернул много дел. Но цель жизни нашел в воспитании Периколы, из которой он сделал великую актрису. Пио желал добиться для нее славы, сделать ее известной во всем мире. Но актриса выбрала иной путь, который, в конце концов, привел ее к одиночеству и бесславию. Кроме того, когда она покинула сцену, в театре перестали ставить классические произведения, совершился переворот в искусстве. Гибель дядюшки Пио символизирует крушение надежд, а также невозможность вечно поддерживать связь с прошлым.

    Последняя жертва – дон Хаиме. О нем мы не знаем ничего, кроме того, что он незаконнорождённый сын актрисы Периколы. Когда Перикола потерпела крах в обществе и стала затворницей, ее сын оставался ее единственным утешением, ее смыслом жизни. Но однажды приходит дядя Пио и забирает Хаиме, чтобы сделать из него человека. Пио хочет предпринять еще одну попытку добиться успеха в воспитании, но этому не суждено было быть. Мальчик гибнет вместе с дядей. И это символ невозможности начать все сначала.

    27
    358