Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Преступление и наказание

Фёдор Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним11 июня 2016 г.

    Тварь ли я дрожащая или право имею…

    «Преступление и наказание» — это нечто большее, чем просто книга. Это целая философия, это дурные мысли и благие намерения, это жизнь оскорбленных и униженных, но не павших духом. Загоревшись идеей, что люди делятся на «высших» и «низших», Раскольников захотел проверить, каким человеком является он сам, сможет ли он переступить черту во благо, как Наполеон, проливший кровь, но вместе с тем совершивший немало добрых дел. Не учел Родион психологию человека и собственный характер. Убив старуху-проценщицу, он очернил свою душу и обрек себя на расстройство рассудка и бесконечные душевные терзания. Раскольников пестрит противоречиями: с одной стороны, он оставляет последние деньги семье Мармеладовых, беспокоится за пьяную девушку, на которую позарился мужик, и даже его сон о лошади, которую мучает хозяин и которая вызывает у героя искреннее сострадание, подтверждает, что Раскольникову не чужды человеческие чувства. Но с другой стороны, он же и выдвигает античеловеческую теорию, подтолкнувшую его к убийству. «Переступая», он насилует себя. Раскольников не может понять, что это возвышение себя над другими несовместимо с идеей установление мира и добра. Герой отдаляется от своих близких и замыкается в себе, так как считает, что «обыкновенные» люди не способны разделить его переживания. «О, если бы я был один!» — кричит Раскольников. И действительно, родные только мешают ему, невольно вызывая муки совести за совершенное преступление, что ещё раз доказывает: преступление «по совести» невозможно.

    Показывая нам раздвоенность главного героя, автор даёт ему надежду на спасение и полное отречение от безбожной теории. Нравственность ещё хранится в глубинах души Раскольникова, чего не скажешь, например, о Свидригайлове. Совершая ужасные поступки, раз за разом, вновь и вновь, он не мучается так, как Родион Романыч. Он переступает порог без каких-либо угрызений совести. Это прослеживается в диалоге героев:


    ...понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то? ...Затем, что все еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться.

    Свидригайлов воплощает собой несправедливость в обществе, безнаказанность за совершенные деяния: убийство жены, карточное шулерство, роман с замужней женщиной, беспрерывное сладостра­стие. Но даже ему Достоевский оставляет шанс на спасение, ведь о преступлениях этого героя мы узнаем от третьих лиц, слова которых нельзя принять за чистую монету. Более того, Свидригайлов всё же способен творить добро: он помогает Сонечке и осиротевшим детям из семьи Мармеладовых.

    Есть в романе и ещё один человек, преступивший закон. Это Сонечка Мармеладова, юная девушка, вынужденная торговать своим телом, чтобы прокормить большую семью. Именно ей Раскольников решает доверить свой секрет, поскольку думает, что она, занимающаяся такой грешной деятельностью, поймет его. Однако девушка в корне не соглашается с античеловеческой теорией. Если Раскольников убивает прежде всего для себя, то Соня жертвует собой ради благополучия близких. Вот в чём их главное различие. Именно она учит героя добру, состраданию и подталкивает его к признанию в убийстве. Таким образом, девушка, воспитанная на заповедях божьих, помогает Раскольникову найти свой путь, обрести душевный покой и окончательно разочароваться в теории, разделяющей людей на «обыкновенных» и «необыкновенных».

    В основе произведения лежит борьба одержимых идеями людей, столкновение их теорий с жизнью и душевное искупление. И всё это на фоне мрачного Петербурга, населённого униженными и оскорблёнными людьми, но продолжающими верить, что однажды наступят лучшие времена. Кто-то действительно не падает духом, а кому-то, к сожалению, судьба так и не дает шанса воплотить свои мечтания в жизнь, как Катерине Ивановне.

    С творчеством Достоевского определенно стоит познакомиться, проникнуть в его романы и прочувствовать их до конца. Философия, психология, идеология — всё здесь слилось воедино, чтобы захлестнуть читателя с головой. Читайте и точно не останетесь равнодушными.

    9
    125