Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Последнее желание

Анджей Сапковский

  • Аватар пользователя
    Аноним11 июня 2016 г.

    Тут поселились злостные спойлеры
    Всё как всегда

    *
    Я знаю об этом цикле от отца уж лет эдак семь, с тех пор как, благодаря опять же отцу, познакомилась с историей Фесса и его тяжелой судьбы. Однако читать так и не начала. С тех пор я часто, очень часто слышала имя Геральт, видела различные арты и картинки, читала восторженные отзывы, даже фильм посмотрела, но всё равно не бралась читать (сейчас думается, что чисто из принципа. Идиот). Но потом я решила поиграть в третьего «Ведьмака». И пропала. Сейчас (на момент дочитывания второй книги) понимаю, что навсегда.
    Первая книга данного цикла, который, печенью чую, будет проглочен ещё до конца августа, - это ни что иное, как сборник отдельных рассказов из жизни ведьмака Геральта. Причём, отличительной чертой их является расположение вне всякой хронологии. Дат, конечно, нам не называют, однако «Меньшее зло», например, рассказывает нам историю самого печального прозвища Геральта – Мясник из Блавикена, а «Последнее желание» повествует про первую встречу ведьмака с Йеннифэр.
    Нельзя сказать, что они совсем уж ничем не связаны. Тут скорее наоборот, ибо все шесть рассказов между собой соединены эдакими лирическими отступлениями со звучным названием «Глас рассудка». Воистину это то, чего недостаёт Геральту. В каждом «Гласе» затрагивается какая-то болезненная или чем-то важная для ведьмака тема и в последствии он так или иначе вспоминает историю, с этой болезненной точкой связанную. Жизнь ведьмака – это преимущественно боль, страдания, несправедливость и одиночество. Тяжело живётся на свете, если ты вынужден за деньги денно и нощно рисковать своей шкурой, а твои работодатели бояться и ненавидят тебя только за то, кто ты есть. Редко можно встретить на свете человека, который будет видеть в тебе такого же человека, как и он сам, а не монстра, созданного убивать монстров, бесчувственного мутанта, способного лишь выполнять свою работу… И, что-то меня унесло в больно философскую степь, хотя, давайте на чистоту, первые две книги заставят нас частенько возвращаться к такому виду мышления.
    Давайте лучше вернёмся к рассказам. В первой книге из шести историй о прошлом Геральта мне понравились три и именно они, по моему мнению, достойны особого упоминания (хотя я и не утверждаю, что оставшие три какие-то второсортные, отнюдь). Они про разные периоды жизни ведьмака, про разных людей и совершенно разные решения, они отличаются абсолютно всем и похожи одной единственной чертой – тяжестью выбора, который Геральт вынужден делать каждый день.
    «Меньшее зло» - это, пожалуй, самый печальный рассказ первой книги. Геральта частенько именуют Мясником из Блавикена. Те тёмные события поросли былью, грязными и ужасными слухами, однако мало кто на самом деле знает, что тогда произошло в том маленьком городке. Рассказывать всю историю не имеет смысла, стоит лишь сказать, что вопрос Зла Всеобщего и Зла Повседневного стоял, стоит и будет стоять перед человеком во все времена, в любой книге, в любой вселенной и в любой реальности, вопрос же Меньшего Зла является больным местом всего человечества. Что лучше, дать умереть одному человеку или пожертвовать сотней, но спасти его? Пустить на отвлечение врага двадцать человек, не давая им шанса на жизнь, но, при этом, спасти целый город? Убить собственными руками несколько головорезов, которые, ты знаешь, совершали в своей жизни ужасные поступки, и предотвратить потери среди невинных людей, пусть акт сей и выглядит в глазах этих же людей резнёй, а не спасением?


    • Зло – это зло… Меньшее, большее, среднее – всё едино, пропорции условны, а границы размыты. Я не святой отшельник, не только одно добро творил в жизни. Но если придётся выбирать между одним злом и другим, я предпочитаю не выбирать вовсе.

      Высокопарные слова. Честь. Гордость. Уверенность в собственном внутреннем кодексе. Однако когда дело дошло до возможной крови, ведьмак всё равно выбрал то самое Меньшее (по его мнению) Зло. Моей фантазии вполне хватило, чтобы представить себе, как со стороны выглядел бой (и бой ли?) ведьмака с бандитами, и я могу уверенно сказать, что прозвище Мясник Геральт себе заработал вполне за дело, ибо я, как и он, в общем-то сам, не верю в принцип Меньшего Зла. Хотя, я его и не осуждаю.


    «Вопрос цены» - это история про Предназначение. Нет, не Геральта. Его Предназначение настигнет его ещё не скоро. Эта история раскрывает нам саму суть этого понятия. Принцип оплаты «отдай мне то, что первым увидишь в доме» или «отдашь мне то, что у тебя есть, но о чём ты ещё не знаешь» очень смахивает на игру методом тыка, или на заигрывания с Судьбой. Ты делаешь огромные ставки, когда просишь сам не знаешь чего, ведь ты совершенно не можешь быть уверенным в том, что взгляд человека первым делом не упадёт на курицу, или на яблоню, которую жена (муж) посадили в его отсутствие. Но именно в этом-то как раз и содержится суть Предназначения. Как становится известно в этом же рассказе, сам Геральт попал в Каэр Морхэн именно благодаря (или всё таки «из-за»?) Права Неожиданности. Хотя…


    — Он знает закон лучше кого бы то ни было, ибо к нему этот закон был когда-то применен. Его когда-то забрали из родительского дома, потому что он оказался тем, кого отец, возвратясь, никак не думал застать дома. Он был предназначен для че¬го-то иного. И силой Предназначения стал тем, кто он есть.
    — И кто же он?
    — Ведьмак.

    В общем, неплохой вступление для истории о Предназначении Геральта, которое состоит отнюдь не в том, чтобы стать ведьмаком, о нет… Но это уже другая история.
    «Последнее желание» - это история встречи Йеннифер из Венгерберга и Геральта из Ривии. Скажу сразу, у меня случился когнитивный диссонанс, коллапс, атомный взрыв, парадокс головного мозга, ибо Йеннифер как персонаж мне не просто не нравится, она мне противна, но пару Геральт/Йеннифер я шипперю так же неистово, как Малек и Одиннадцатый/Ривер. Ну да ладно, это даже вовсе не важно. История первой встречи, которая изменила их жизни навсегда, даже довольно смешная, потому что ведьмака уделал большой сом, да, а Лютика едва не грохнул джин (который, в общем-то, не совсем джин). Почему эта история вошла в мои любимые? Потому что, как я уже упомянула, эта встреча изменила их жизни навсегда, связав их на долгие годы.
    Среди народа распространено мнение, что ведьмаки лишены всех эмоций, что они бесчувственны, пусты и внутри у них не сердце, а глыба льда. Да, мутации, через которые проходят мальчишки, перед тем как стать ведьмаками, действительно лишают их большей части эмоций, дабы ведьмак справлялся со своей работой без сомнений, без страхов и пристрастий, ибо что будет, если он начнёт задумываться над тем, что большинство нежити убивает людей не потому, что хочется, а потому, что есть надо? Однако можно ли утверждать, что ведьмаки не могут любить? Вот уже сомневаюсь. Уж не знаю, каким точно было последнее желание Геральта, но к Йеннифэр оно его привязало даже не канатами – стальными прутьями. Как, в общем, и её к нему.


    — Твое желание… Не знаю, может ли вообще исполниться твое желание. Не знаю, существует ли в Природе Сила, способная исполнить такое желание. Но если может, то ты приговорил себя. Приговорил себя... ко мне.

    Да, отношения у них будут не простыми. Ох, какими непростыми окажутся эти отношения, но какова же цена любви, если стороны не могут принести ей какие-либо жертвы? (это, кстати, цитата из второй книги, да)
    В общем, что я могу сказать.
    Эта книга чёртов шедевр. А ведь это только первая часть цикла и даже не полноценный роман, а только сборник рассказов-отрывков из жизни Геральта, представленных нам ради ознакомления с персонажами, миром и смыслом всей серии, который точно есть уже даже здесь.
    Какие выводы?
    Геральт прочно занял второе место в мой Топ`е пяти любимейших книжных мужиков, Йеннифэр я терпеть не могу, Лютика рассмотрела как нев
    бенного персонажа только к середине второй книги (спойлеры), а слог Анджея Сапковского делает мне хоро

    • Ты уже кончил?
    • Кончил.
    • Спокойной ночи.
    очи.
14
148