Рецензия на книгу
Gargantua and Pantagruel
Франсуа Рабле
Аноним10 июня 2016 г.Знаете, пока я читала "Гаргантюа и Пантагрюэль", меня все время, вот прям с первых страниц мучил один вопрос. Как ЭТО можно было адаптировать в безобидную книжечку для детей? Ну вот как это можно сделать с книгой, где куча "физиологического юмора", море трэшовых отвратностей и просто какое-то идолопоклонение гульфикам? Серьезно. Мужик, который это сделал, либо гений, либо испоганил все к чертовой матери.
И в один прекрасный день я планирую составить свое мнение и о сокращенной версии. Но это только после того, как от основной отойду. А забыться такое точно не забудется.Когда я только начинала книгу (ну страниц этак... 100-150, наверное) и кому-то из знакомых говорила, что читаю "Гаргантюа и Пантагрюэль", все реагировали как-то так: - Ооооо! Держись! Я читал(а), такой абсурд!
Ну или "Ой боже мой, я это не осилил(а)!"
А я поначалу не понимала, что здесь такого. Книга-то вроде бы прикольная и даже по-своему смешная. И она на самом деле замечательная, я совершенно согласна, что это must read before you die, но черт подери, как же от нее устаешь!
Вот ты читаешь в начале, видишь сцену рождения Гаргантюа, когда тот вот взял и вылез через ухо матери, и думаешь: "Хм. Странно, но прикольно". И про себя так думаешь, что хуже, наверное, не будет. А потом ты прочитываешь еще пару сотен страниц, и ты встречаешь рождение Пантагрюэля. Когда перед младенцев из... ну оттуда, да, выезжает туча повозок с едой, ты просто охреневаешь и, честно говоря, побаиваешься читать дальше. Потому что весь этот абсурд не только не укладывается у тебя в голове ну хоть примерно, он всерьез заставляет тебя беспокоиться за психическое здоровье автора. Ну да ладно. Давайте о хорошем.Что понравилось:
- Рабле, безусловно, мастер стеба. Красивого, смешного, грамотного стеба. В те времена, вероятно, это называлось иначе, да и за нападки в адрес церкви автора по головке не погладили, но то, как он сводит концы с концами, как тыкает оппонентов в их же постулаты - это просто выше всяких похвал. Особенно мне запомнилась одна его подколка, которая сильно срезонировала с моими взглядами (и тем, что мне хочется ответить некоторым личностям с "православием головного мозга":
... Почему бы и вам не поверить? Потому, скажете вы, что здесь отсутствует даже видимость правды? Я же вам скажу, что по этой-то самой причине вы и должны мне верить, верить слепо, ибо сорбоннисты прямо утверждают, что вера и есть обличение вещей невидимых. Разве тут что-нибудь находится в противоречии с нашими законами, с нашей верой, со здравым смыслом, со Священным писанием? Я, по крайней мере, держусь того мнения, что это ни в чем не противоречит Библии. Ведь, если была на то Божья воля, вы же не станете утверждать, что Господь не мог так сделать?А речь шла, если что, о тех пресловутых родах через ухо.
И вообще его подколки над церковью шикарны. Взять хотя бы то, какие у него монахи - пьют, жрут, сами кого хочешь укокошат. Хотя погодите, там все герои такие...- Еще мне кажется, что Рабле в "Гаргантюа и Пантагрюэль" практически сформировал принцип "невидимой руки рынка" лет этак за двести до Смита. Ну смотрите сами:
Ни в коем случае не давайте королю советов исходя только из собственной выгоды, ибо вместе с общим достоянием всегда гибнет и частное.По сути, обратная формулировка, и не совсем точная, но близкая мысль, близкая!
Что не очень понравил
- Вступление от автора. Да, вот это не понравилось от слова "вообще", хотя к самому произведению, в общем-то, отношения почти не имеет. Это, знаете, такая расширенная и очень напыщенная версия "сказка ложь, да в ней намек". Автор восторгается тем, как он запрятал между строк намеки, как он высмеивает общественные пороки... И да, все это в книге есть, но когда читаешь такое от постороннего рецензента - это одно. Когда этим бахвалится автор, поучительно грозя тебе пальчиком "Читай внимательно" - это совсем другое. Неприятно как-то.
- Названия глав или "Да что вы знаете о спойлерах!" Это не то, чтобы совсем не понравилось. Просто иногда создается впечатление, что тебе все всегда рассказывают наперед. Кто куда пойдет, кто кого убьет, кто сам умрет. Наверное, при желании можно тупо пролистывать книгу, просматривая заголовки, и читать те главы, у которых самые упоротые названия.
В общем, определенно маст-рид. Можно браться, даже не будучи в настроении для классики - потому что это нескучная классика. Но определенно в настроении для кирпичей, абсурда и не совсем линейного сюжета. Под не совсем линейным я имею в виду то, что на протяжении всего произведения сто раз повторялось "завязка-кульминация-развязка" и все начиналось снова и снова. Серьезно, к концу книги вы забудете, чем она начиналась и что там за герои были в начале. Это как поезд из множества вагонов, и каждый вагон со своими декорациями, антуражем и веселой неадекватной компашкой.
P.S. Та сцена, когда Гаргантюа долго и упорно собирался на войну с врагами, уже поехал было, а по дороге его лошади захотелось писать, она пописала и от этого случился потоп, в котором утонули почти все враги, и не с кем стало воевать - это просто эпично! Я бы сказала, что Рабле как в воду глядел и заранее протроллил все эти фэнтези-книги, когда герои долго собираются и едут на эпичную битву :D
19312