Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Музей невинности

Орхан Памук

  • Аватар пользователя
    springsong20 июля 2010 г.

    В аннотации сказано "это история о любви". По прочтении мне хочется перефразировать известную фразу о хоккее "Такая любовь нам не нужна!". 30-летний Кемаль накануне собственной помолвки, будучи вполне счастливым со своей избранницей, случайно встречает в магазине юную Фюсун, и сразу же, особо не думая, потеряв голову от ее красоты, решает ее соблазнить. Девушка, не взирая на строгие нравы Турции 70х, соглашается "пойти до конца", хотя потерять честь в строгом турецком обществе понятно чем чревато. Что характерно, на тот момент ни о какой любви речи нет, все крутится вокруг физического притяжения. Жизнь кажется Кемалю прекрасной, в его планах жениться на своей невесте, образованной, умной и красивой девушке из хорошей семьи, а с Фюсун продолжать встречаться на старой квартире своей матери. Но дальше все идет не так. Фюсун, влюбившаяся в Кемаля, не может смириться с его помолвкой и ичезает. Кемаль же, как безумный, начинает искать ее и собирать предметы, напоминающие о возлюбленной, создавая некий музей своей любви (?), ревности, памяти и терзаний. Позднее он ее найдет, но это не исцелит героя и не даст ему покоя.

    Вопрос о чувстве, которое испытывает Кемаль, неспроста. Оно, безусловно, сильное, глубокое, затмевающее собой весь мир, но это не любовь, это страсть, даже одержимость, да еще помноженная на его эгоизм. Оно не кажется прекрасным, и поначалу не вызывает даже сочувствия (и сам Кемаль тоже) и симпатии. Хотя надо признать, герой проходит путь от инфантильного до познавшего истинную печаль человека. Сама Фюсун безлика, она воспринимается просто как объект одержимости, а не живой человек со своей личностью, своими желаниями и болью. Кемаль заполняет свой музей вещами, к которым имела отношение Фюсун, и чем дальше, тем сложнее представить, что он мог бы быть с ней счастлив просто по-человечески. Пожалуй, все это можно назвать историей болезни, покалечившей многих людей и приведшей к закономерному финалу.

    Это неприятие чувства героя сначала спроецировалось у меня на саму книгу. Но не взирая ни на что, дурманящая, написанная красивым поэтичным языком, играющая со временем, которое то схлопывается, то растягивается, то делает петлю, книга затягивает. Ненавязчиво, вплетая в сюжетную канву, Памук дает очень много точных деталей жизни Турции 70х - от отношения к женщинам до особенностей турецкого кинематографа, от бытовых мелочей вроде увлечения телевизором до влияния западной культуры (как тут не вспомнить Киплинга с его "Запад есть Запад, Восток есть Восток").

    И еще - кое-что прекрасное в этой книге точно есть. Прекрасен Стамбул, который на страницах "Музея невинности" как живой. Стамбул со своей богатейшей историей, Стамбул уходящий и рождающийся. И именно шелест платановых листьев, узкие мощеные улочки со старыми домами, минареты мечетей и плеск волн Босфора - лучшее для меня в "Музее", то, ради чего его стоило читать.

    20
    167