Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Goldfinch

Donna Tartt

  • Аватар пользователя
    Aniska9 июня 2016 г.

    Из всех объемов книг (если можно так выразиться?) я больше всего люблю кирпичи. Разумеется, увлекательные кирпичи, которые читаются на одном дыхании, не вызывая скуки. И в то же время, кончаются не сразу. Хотя, конечно, всегда неожиданно.
    Правда "Щегол" закончился не так чтобы неожиданно. Я ожидала его конец на пару глав раньше и все недоумевала: "ну что же там еще Донна желает мне сказать?" На мой взгляд, с концовкой она все-таки затянула... Однако же, из песни слов не выкинешь. Как и из книги (вышедшей в печать) - глав. Что есть, то есть.

    И все-таки Донна Тартт реабилитировалась в моих глазах после своего "Маленького друга", который меня совсем не обрадовал, и я безмерно ей благодарна за отлично проведенное время в компании юного, постепенно взрослеющего Тео и всемирно известного шедевра живописи. Кстати, в список мест в которых я мечтаю побывать, теперь добавилась Гаага (хотя она и раньше там была), потому что надо же своими глазами увидеть о чем сыр-бор. Ни одна репродукция не произведет такого впечатления, как оригинал.


    Когда речь идет о великом шедевре, тебя всякий раз потряхивает, как током от оголённого провода. И неважно, сколько раз ты хватаешься за этот провод, неважно, сколько там еще человек хватались за него до тебя. Провод-то один и тот же. Свисает из высших сфер. И разряд в нём один и тот же.

    А роман вышел великолепным! Конечно, при желании я могу тут выдать целый список несовершенств и того, что мне не понравилось. Все-таки более 800 страниц - есть, где разгуляться. Но ведь самое главное - общее впечатление, разве нет? А оно таково, что говорить хочется о достоинствах! В первую очередь, в число достоинств записываю тот факт, что книга интересная, сюжет увлекает и даже в тех местах, где он пугающе растягивается и начинает топтаться на месте, желания отложить роман в долгий ящик не возникает. Временами я горела от нетерпения, временами спокойно перелистывала страницы и степенно следовала за автором. Но всякий раз бралась за книгу с удовольствием.
    Госпожа Тартт удивила. Она выдала совершенно иной сюжет, никак не угадывающийся в предыдущих ее книгах. Конечно, стиль и манера повествования - это все осталось при ней, но книга совершенно новая. Сюда, конечно, перекочевал психологизм, в который автор так любит углубляться и вот это расстройство, состояние "на грани", превосходно описанное, переданное, вызывающее мурашки и странные сны. Теодор с первой до последней странице там - на грани, на пределе, словно канатоходец поневоле, то и дело оступающийся, но успевающий вовремя зацепиться за что-то, или же схватить судорожно протянутую внезапно руку помощи, и не улететь с высоты в бездну. Впрочем, канат натянут именно для того, чтобы он эту бездну перешел. Что такое посттравматический шок и преследующее тебя годами чувство вины мне хорошо знакомо, пусть и в совершенно иной форме. Я понимала, чувствовала, проживала вместе с 14-летним Тео его трагедию, верила его состоянию, поступкам, словам. Очень реалистично вышло. Очень искренне. Хотя, конечно, читая историю Тео невольно вспоминаешь расхожий афоризм...


    Когда говорят, что в жизни нужно попробовать все, почему-то имеют в виду наркотики и беспорядочные половые связи. А не квантовую физику, хоровое пение и шахматы.

    Да уж, квантовая физика и шахматы обошли Тео стороной. Оно и не мудрено, практически бесхозный ребенок потерял в жизни главную опору - свою мать, и, вместе с ней, единственного человека, искренне его любившего, единственного, кому он был по-настоящему нужен. Ему повезло встретить других людей, которые готовы были ему помочь, полюбить его... но все-таки, это совсем другие чувства. Твердой земли под ногами уже нет - только этот скользкий, натянутый над бездной канат, непрочный и ненадежный. И при всем при этом Тео невероятно везуч! Вопреки всему, он, наверное, самый везучий человек на свете. Ему везет на приключения и на несчастья, ему безбожно везет на людей, которые оказываются рядом с ним, ему невероятно везет выходить сухим из воды, каждый раз, когда он по уши погрязает в болоте, которое сам же и породил. Инертный, неживой, неполноценный Тео, отталкивающий и все же вызывающий сочувствие...

    А кроме Тео... есть ведь и другие герои! Тот же Борис, идущий, казалось бы, по такому же канату, точно также парящий на высоте, то и дело рискующий свалиться, однако совершенно иной! Он, кажется, обучен этому искусству, баланс у него в крови! Он легко маневрирует, выдает на ходу эффектные трюки, переходит на бег, возвращается назад, оступается, повисает вниз головой, но так ловко возвращается обратно! Ох, как же он мне понравился! Ни в коем случае, не положительный на первый взгляд герой, но такая прет от него энергия жизни, что остаться равнодушной невозможно!

    А как притягателен и интересен Хоби, антикварный антиквар, каким-то неведомым образом, живущий вне времени, в прошлом, настоящем и будущим одновременно. Окружающий мир шагает мимо, задевая его, но не меняя, не влияя на прямую. Такой же инертный, как Тео, но в то же время, живой и цельный, человек со стержнем, человек - скала. Даже если он растерян и дезориентирован.

    Меньше всего меня тронули женские образы - Китси, Пиппа, миссис Барбур. Но и они ожили в моем воображении. Донна Тартт населила свои 800 страниц живыми людьми, мыслящими, чувствующими, действующими по своему усмотрению... А еще философией. Философией Фабрициуса и его Щегла, легкого, как пушинка, гордого пленника неизвестного хозяина и шедевра мировой живописи. И этот отдельный герой - Щегол, который взирает на нас с картины, запрятанной в старую наволочку или гуляющей по рукам бандитов, - пожалуй, не только самый главный, самый притягательный и загадочный, но и самый близкий. Близкий Тео, Хобби, Пиппе. Близкий в чем-то Китси и Борису. Близкий каждому из тех, кто будет читать эту историю. Ведь согласитесь, что-то в этом есть.

    Я мечтаю увидеть эту картину. Как жаль, что я не увидела ее раньше, до того, как добралась до этого "сочинения на тему". Люблю сначала все-таки знакомиться с первоисточниками. Но как уж вышло...

    21
    158