Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Заповедник

Сергей Довлатов

  • Аватар пользователя
    Аноним9 июня 2016 г.

    Довлатов - он такой... Какой такой? Ну... такой русский.
    И не важно, как называется его рассказ и как зовут главного героя. Книга всегда будет об одном и том же: о России (не о Союзе, хотя и о нем тоже, а о вечных русских вопросах и болячках).
    Господи, как же с одной стороны это все грустно. Грустно от такой вот картины "русской души". Самая точная книга о русском человеке - непременно хрестоматия об алкоголизме. Самые искренние строки о стране и людях пишут вынужденные эмигранты. И ирония всегда такая горькая, что аж челюсть сводит.
    Хотя спрашивается... Как ни страшна в нашей стране тема алкоголизма, она почему-то всегда рождает столько анекдотов и всегда о ней высказывались как-то особенно деликатно:


    Действительно, было в Михал Иваныче что-то аристократическое. Пустые
    бутылки он не сдавал, выбрасывал.
    • Совестно мне, - говорил он, - чего это я буду, как нищий...

      И о пьяницах русские писатели пишут скорее с каким-то теплым пониманием, как о блаженных или как о мудрецах.


    В "Заповеднике" собрана чуть ли не коллекция во всем разнообразии этого вида.
    Главный герой - Бог с ним, это типичнейший образ творческого алкаша не для мира материального, эдакий географ, который пропил свой глобус.
    Куда больший интерес вызывает яркий персонаж Михал Иваныч. В его матершинные уста автор вложил чуть ли не всю мощь русской философии низов.


    Трезвым я его видел дважды. В эти парадоксальные дни Михал Иваныч
    запускал одновременно радио и телевизор. Ложился в брюках, доставал коробку
    из-под торта "Сказка". И начинал читать открытки, полученные за всю жизнь.
    Читал и комментировал:
    "...Здравствуй, папа крестный!... Ну, здравствуй, здравствуй, выблядок
    овечий!.. Желаю тебе успехов в работе... Успехов желает, едри твою мать...
    Остаюсь вечно твой Радик... Вечно твой, вечно твой... Да на хрен ты мне
    сдался?.."

    И тут остается только восхищаеться этой Довлатовской пэзией. Вся мощь русского образного языка в каких-то двух-трех фразах. И грустно это, но в то же время как пахнет от всего этого Родиной .. :)


    И вообще, Мишина речь была организована примечательно. Членораздельно и
    ответственно Миша выговаривал лишь существительные и глаголы. Главным
    образом, в непристойных сочетаниях. Второстепенные же члены употреблял Михал
    Иваныч совершенно произвольно. Какие подвернутся. Я уже не говорю о
    предлогах, частицах и междометиях. Их он создавал прямо на ходу. Речь его
    была сродни классической музыке, абстрактной живописи или пению щегла.
    Эмоции явно преобладали над смыслом. Допустим, я
    • Миша, пора тебе завязывать хотя бы на время.
    емя.

  • В о
    • Эт сидор-пидор бозна где... Пятерку утром хва и знато бысь в
    нато бысь в
    гадюшник... Аванс мой тыка што на дипоненте... Кого же еньть завязывать?..
    Без пользы тыка... И душа не взойде...
    Мишины выступления напоминали звукопись ремизовской школы.
    Болтливых женщин он называл таратайками. Плохих хозяек - росомахами.
    Неверных жен - шаландами. Пиво и водку - балдой, отравой и керосином.
    Молодое поколение - описью...

    Ну не шедевр ли?
    Ну а что касается эмиграции, то и тут она во всей красе, приправленная таким неоднозначным еврейским вопросом.
    А еще в этой книге как никогда много меланхолии и потерянности, юмор в ней уж слишком грустен и правдив, чтобы смеяться. И каждая буква, каждое слово сильны от глубокого смысла в них. Ни одного лишнего знака, ни одной страницы ни о чем. За каждым словом скрывается десять, за каждой фразой целая картина.
    Поэтому не буду и я сорить словами.
    Очень-очень хорошо.

5
82