Рецензия на книгу
Заповедник
Сергей Довлатов
Аноним9 июня 2016 г.Довлатов - он такой... Какой такой? Ну... такой русский.
И не важно, как называется его рассказ и как зовут главного героя. Книга всегда будет об одном и том же: о России (не о Союзе, хотя и о нем тоже, а о вечных русских вопросах и болячках).
Господи, как же с одной стороны это все грустно. Грустно от такой вот картины "русской души". Самая точная книга о русском человеке - непременно хрестоматия об алкоголизме. Самые искренние строки о стране и людях пишут вынужденные эмигранты. И ирония всегда такая горькая, что аж челюсть сводит.
Хотя спрашивается... Как ни страшна в нашей стране тема алкоголизма, она почему-то всегда рождает столько анекдотов и всегда о ней высказывались как-то особенно деликатно:
Действительно, было в Михал Иваныче что-то аристократическое. Пустые
бутылки он не сдавал, выбрасывал.- Совестно мне, - говорил он, - чего это я буду, как нищий...
И о пьяницах русские писатели пишут скорее с каким-то теплым пониманием, как о блаженных или как о мудрецах.
В "Заповеднике" собрана чуть ли не коллекция во всем разнообразии этого вида.
Главный герой - Бог с ним, это типичнейший образ творческого алкаша не для мира материального, эдакий географ, который пропил свой глобус.
Куда больший интерес вызывает яркий персонаж Михал Иваныч. В его матершинные уста автор вложил чуть ли не всю мощь русской философии низов.
Трезвым я его видел дважды. В эти парадоксальные дни Михал Иваныч
запускал одновременно радио и телевизор. Ложился в брюках, доставал коробку
из-под торта "Сказка". И начинал читать открытки, полученные за всю жизнь.
Читал и комментировал:
"...Здравствуй, папа крестный!... Ну, здравствуй, здравствуй, выблядок
овечий!.. Желаю тебе успехов в работе... Успехов желает, едри твою мать...
Остаюсь вечно твой Радик... Вечно твой, вечно твой... Да на хрен ты мне
сдался?.."И тут остается только восхищаеться этой Довлатовской пэзией. Вся мощь русского образного языка в каких-то двух-трех фразах. И грустно это, но в то же время как пахнет от всего этого Родиной .. :)
И вообще, Мишина речь была организована примечательно. Членораздельно и
ответственно Миша выговаривал лишь существительные и глаголы. Главным
образом, в непристойных сочетаниях. Второстепенные же члены употреблял Михал
Иваныч совершенно произвольно. Какие подвернутся. Я уже не говорю о
предлогах, частицах и междометиях. Их он создавал прямо на ходу. Речь его
была сродни классической музыке, абстрактной живописи или пению щегла.
Эмоции явно преобладали над смыслом. Допустим, я- Миша, пора тебе завязывать хотя бы на время.
В о- Эт сидор-пидор бозна где... Пятерку утром хва и знато бысь в
гадюшник... Аванс мой тыка што на дипоненте... Кого же еньть завязывать?..
Без пользы тыка... И душа не взойде...
Мишины выступления напоминали звукопись ремизовской школы.
Болтливых женщин он называл таратайками. Плохих хозяек - росомахами.
Неверных жен - шаландами. Пиво и водку - балдой, отравой и керосином.
Молодое поколение - описью...Ну не шедевр ли?
Ну а что касается эмиграции, то и тут она во всей красе, приправленная таким неоднозначным еврейским вопросом.
А еще в этой книге как никогда много меланхолии и потерянности, юмор в ней уж слишком грустен и правдив, чтобы смеяться. И каждая буква, каждое слово сильны от глубокого смысла в них. Ни одного лишнего знака, ни одной страницы ни о чем. За каждым словом скрывается десять, за каждой фразой целая картина.
Поэтому не буду и я сорить словами.
Очень-очень хорошо.582- Совестно мне, - говорил он, - чего это я буду, как нищий...