Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Цена нелюбви

Лайонел Шрайвер

  • Аватар пользователя
    Аноним8 июня 2016 г.

    Что не так в слушании громкой музыки во время беременности? …бокале вина? …танце экспромтом под настроение?
    С самого начала все плохо было именно у Евы – она оказалась в полной изоляции, наедине с благодушным тираном. Порядочный, любящий, «правильный» муж? – обычный насильник, действующий по классической схеме: все что ты делаешь, думаешь, чувствуешь – неправильно.

    Говоришь, температура высокая? Да брось, не ври.


    — Ева, ты все подстроила. Ты держала его на лампочке или что-то в этом роде. — Ты стряхнул термометр, сунул кончик мне в рот и отправился менять Кевину памперс.
    Я прошаркала к пеленальному столику и предъявила улику. Ты проверил показания и мрачно уставился на меня.
    — Ева, это не смешно.
    — О чем ты? — На этот раз я не смогла сдержать слезы.
    — Нагревание термометра — дурацкая шутка.
    —Я не нагреваю термометр. Я просто сунула кончик под язык...
    — Вздор, Ева, здесь 40 градусов.

    Спрашиваешь, хорошее ли платье? Ну как тебе сказать…


    — Ну и ну. Ты совсем не похожа на мать.
    — Я хотела создать праздничное настроение. Думала, тебе нравится это платье.
    —Нравится, — пробормотал ты, застегивая пуговицу. — И все же разрез на бедре высоковат. Ты же не хочешь, чтобы ему [сыну-подростку] было неловко.

    Должен был посоветоваться, когда на твои деньги купил нам дом? Да не говори ерунды!


    — Ты купил нам дом. Ты не нашел дом, который хотел бы мне показать, а совершил сделку!
    — Если бы я не поспешил, его увели бы у нас из-под носа, кроме того, тебе было неинтересно. Я думал, ты обрадуешься, что все закончено.
    — Интересно, как сильно я должна радоваться тому, чего совершенно не хотела.
    — Вот в этом-то все и дело! Ты не умеешь поддерживать чужие проекты.

    Почему Ева остается с мужем? Потому что это тоже часть классической схемы: любовь (не-могу-без-него – с кем только из-за этого не остаются!), неуверенность в себе вкупе с уверенным голосом рядом – «ты делаешь неправильно, я скажу как надо, и помалкивай – чувствуешь, как ты виновата?», и абсолютное одиночество, приправленное изнуряющим чувством долга… Этого достаточно, чтобы потерять всякую волю к сопротивлению. И даже в самом конце мы все еще слышим: «Я скучаю по тебе!»

    Искать, кто виноват, в подобных историях — бессмысленно и глупо. Решать, что делать, — легко только со стороны или задним числом. Книга настолько мастерски написана, что, хочешь или нет, начинаешь примеривать ситуации на себя, судить, выносить приговор и испытывать гордость за собственную семью и собственную же житейскую сообразительность. (Совсем как те семьи, что жили неподалеку от Евы?) И куда-нибудь поглубже прятать страх: не существует инструкции, следуя которой можно гарантированно избежать трагедии.

    11
    90