Рецензия на книгу
Путешествие из Петербурга в Москву
Александр Радищев
Аноним6 июня 2016 г.После прослушивания этого программного труда Радищева, почитавшегося большевиками «первым русским революционером», решил поискать немного информации о восприятии «Путешествия…» известными современниками. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что, судя по всему, ни Белинский, ни иные известные литературные критики с текстом повести знакомы не были. По крайней мере, никаких воспоминаний от них не сохранилось. Ну а те писатели, что «Путешествие…» прочли, просто-напросто разнесли его в пух и прах. К последним, в частности, относятся Пушкин и Достоевский…
Всё это, признаюсь честно, несколько меня смутило. Во многом и я с Радищевым оказался не согласен, но и сказать, что эта книга бесполезна к изучению, по крайней мере, современного человека, я не могу. Безусловно, там хватает революционно-направленной демагогии, которая, как все мы знаем из истории, ни к чему хорошему (мягко говоря) не привела, но с литературной (даже, скорее, литературоведческой) и просветительской точек зрения «Путешествие…» может оказаться весьма полезным чтивом.
Главная заслуга Радищева в этом произведении заключается, как мне кажется, в декларации некоторых важнейших человеческих прав, провозглашения высшей ценностью свободы, а также яростного бичевания пороков. Не могу, правда, не согласиться с Пушкиным (если с ним хоть в чём-то вообще можно не соглашаться), что в этом самом бичевании Радищев чрезмерно перегибает палку и увлекается. Он не только демонстрирует действительные пороки, но и порой пытается составлять причинно-следственные цепочки, которые, на его взгляд, к этим самым порокам приводят, и вот тут соглашаться с ним уже не представляется возможным… Одним из примеров этого является общий, по его мнению, корень у инквизиции (которую он, невесть почему, приписывает всему Христианству, в то время как занимались этими изуверствами только некоторые представители Католицизма) и литературной цензуры… Что называется, оставим эту фразу без комментариев. И такого по ходу текста немало.
Однако, повторюсь, бессмысленной тратой времени чтение «Путешествия…» не станет, это уж точно. Кроме уже указанных плюсов, есть у повести Радищева и ещё одно огромное благо – он обращает внимание на души людей, в том числе и на их прекрасные порывы. Демонстрирует порой действительно достойные подражания примеры поведения.
Словом, я не разочарован, что изучил «Путешествие из Петербурга в Москву» от начала до конца. Даже не знаю, советовать ли его вам… Но если решите приобщиться то, повторюсь, о потраченном времени, вернее всего, жалеть вам не придётся.
1241