Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)

Михаил Булгаков

  • Аватар пользователя
    Аноним6 июня 2016 г.

    Безбожники

    Наверное каждый внимательный школьник(ца) знает о Михаиле Афанасьевиче Булгакове. Уже довольно много лет бедных учеников заставляют читать и разбирать это довольно сложное, для столь юных умов, произведение. В чём же причина? Выработать у детей способность думать? Или же принять тот "факт", что все плохие поступки будут разоблачены и, в конце концов, найдут своё правосудие? Единственный вывод напрашивается сам собой. Дело в том, что литература, которую преподают в школе, не желает иди в ногу со временем и вбивает в голову современных детей старые советские устои и правила. А может Мастер и Маргарита просто хороший роман, который может многому научить и привить школьникам те ценности, без которых будет сложно прожить.

    Роман "Мастер и Маргарита" был издан только 26 лет спустя после смерти Булгакова. С чем же связан такой "конфуз"? Может с тем, что первый экземпляр романа был уничтожен самим автором? Или с тем, что общество не было готово встретить роман с распростёртыми объятиями? Большую роль сыграли и отрицательные отзывы критиков, но не будет отходить от концепции романа, и разберём всё по порядку.

    Повествование начинается с того, что пара человек обсуждают существование бога, Иисуса и религии в целом. Так как приятели убеждённые атеисты, то и разговор у них атеистический. Литератор Михаил Берлиоз и поэт Иван Бездомный убеждены, что бога нет, а его сына никогда не существовало. Случайно к их разговору присоединяется иностранец Воланд, пытаясь доказать, что Иисус существовал и что он лично присутствовал на его суде. Само собой приятели считают того психом, но тут неожиданно Воланд предсказывает смерть Берлиоза, которой суждено произойти в ближайшее время.

    События романа приводят читателя к выводу того, что Воланд есть некто иной как Дьявол. Вместе со своей свитой, олицетворяющих в себе смертные грехи, он путешествует по миру и наказывает безбожников. Каждый грешник будет наказан. А если тот никогда не грешил, то свита Сатаны ему в этом посодействует.

    Ещё в Москве живет талантливый писатель, далее именуемый как мастер. Он написал роман об Иешуа Га-Ноцри (на иврите Иисус из Назарета), а точнее о его последних днях. К сожалению, отрицательные отзывы критиков заставили мастера сжечь роман, но его любовнице Маргарите удалось спасти парочку страниц.

    Второй сюжетной линией становятся действия последних дней Иешуа. Это тот самый роман о Понтии Пилате, написанный мастером, который пытается спасти от смертной казни Иешуа. Больше сказать нечего, особенно далеко не сразу нам становится понятно, что это писанина мастера.

    В романе нет каких-то сверхъестественных сюжетных поворотов. Всё соответствует вышесказанной концепции. Свита сатаны карает грешников и т.д. и т.п. Концовка не особо понятна, и поэтому пусть её обсуждают в школе.

    Как не странно, но мастер совсем не является главным героем романа, как может показаться из названия. Это имя дала ему его любовница Маргарита. Самому мастеру это имя не по душе. Он просто написал роман, который был холодно встречен критиками, но любовница считает его гениальным. Оказавшись в психушке, мастер считает, что Маргарита его забыла, что не является правдой. Этого персонажа в романе очень мало и о нём сложно сложить полноценное впечатление. Грузный и томный персонаж, обременённый галлюцинациями.

    А вот Маргарита совсем противоположный персонаж. Очень живая и яркая. Умная и красивая девушка, несчастная в браке, но очень богатая. Персонаж стал эталоном любви и самопожертвенности. Желает добра всем и вся. Заключила сделку с дьяволом, в результате которой стала королевой сатанинского бала, но даже после этого не изменяла своим принципам. До самого конца надеялась встретить мастера, как ей казалось, пропавшего без вести.

    Второплановых персонажей просто огромное количество. Каждый играет, если не важную, то, безусловно, интересную роль. Просто выделю несколько, как мне показалось, наиболее запоминающихся. Это Воланд - сам сатана, Коровин из свиты дьявола, Азазелло, кот Бегемот и Гелла. Все они олицетворяют тот или иной смертный грех и очень оригинально наказывают людей.

    Грешников в романе очень много, если не каждый. Самым запоминающимся стал Жорж Бенгальский, ему оторвали голову за неудачные комментарии, которые он отпускал во время спектакля. Под этим персонажем Булгаков подразумевал критика советского общества. Тоесть подобным критикам лично автор романа оторвал бы башку. К слову, я оторвал бы башку почти всем современным.

    С атмосферой романа творилось что-то странное. То она великолепна, то скучна до невозможного. Там где нет харизматичных героев, нет ничего интересного и захватывающего. Вся скука проявляется в главах про Понтия Пилата. Невыносимо убого. Но плюсов тоже очень много. К примеру, всё, что связано с Маргаритой способно удержать вас на месте до самого конца сцены. В целом первая часть романа существенно уступает второй. Эпизоды с мастером вытаскивают только другие персонажи, так как создаётся впечатление, что всё время хочет спать.

    Роман очень сложен стилистически. Диву даёшься, что школьники способны дочитать данное произведение от корки до корки. Дело даже не в том, что наше общество разлагается и мало читает, а в том, что современные романы стали проще. Умных слов меньше, но в наше время авторы научились выражать сложные мысли простыми словами. У Булгакова хорошие диалоги, не нагружаемые бесконечными пояснениями и хороший слог повествования (само собой для взрослого человека). Но есть одно "но". Что за привычка писать про Древний Рим без пояснений. Похоже, это такая устоявшаяся традиция русскоязычной литературы не объяснять, что значит прокуратор, кесарь, игемон и легат. Типа все настолько начитанные, что не нуждаются в этом или могут заглянуть в словарь.

    Итог

    Роман совершенно точно подходит для советского читателя, но никак не для современного. Наши дети могут многого не понять, а оставлять бесконечные пояснения на долю учителя как-то не красиво. Хотя, скорее всего, школьник(ца) просто пройдёт мимо незнакомых слов, которые никогда не отложутся в его голове.

    4
    89