Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пассажир

Жан-Кристоф Гранже

  • Аватар пользователя
    Аноним3 июня 2016 г.

    Было бы подлостью заспойлерить сюжет этого с уклоном в психологический триллер детектива, потому что интрига сюжета - это, в принципе, и все, что достойно внимания в "Пассажире" Жана-Кристофа Гранже. Поэтому остановлюсь лишь на собственных впечатлениях, по большей части негативного характера.

    Модная нынче тема расщепления цельной человеческой личности на несколько новых и независимых друг друга( привет Билли Миллигану ) обещала нечто напряженное и захватывающее. Отличное атмосферное начало заинтриговало, даже не смотря на присутствие откровенно провального персонажа - полицейской Анаис Шатле. Образ 29-летнего капитана французской полиции - это что-то с чем-то. Анаис скорее напоминает не сотрудника МВД в чине капитана, а малолетку, недавно достигшую пубертатного возраста со всеми "прелестями" психической неуравновешенности и гиперсексуальности, так свойственными этому периоду. Что хотел изобразить автор - совершенно непонятно. Если он пытался придать персонажу Анаис драматической глубины, то его попытка абсолютно не удалась. Скорее персонаж получился полным невозможного абсурда. Какая мотивация может быть у офицера полиции, чтобы поехать в соседнюю страну и потратить там 15000 евро на 100 грамм героина, после чего запихать пакет с наркотой себе в анус и вернуться с таким багажом обратно? Главный вопрос - зачем? Что за тяга к самоистязанию? Понятно, конечно, развитая Европа и все у них прогрессивно. Там на уровне политики некоторые индивидуумы отстаивают право использовать прямую кишку не по прямому назначению (каламбур прямо получился). Но для чего этот эпизод представлен в книге, я так и не понял. Автор хотел таким образом обострить у читателя понимание того факта, что Анаис дура дурой? Так это сразу стало ясно, по первым же минутам ее внутреннего диалога.

    Вообще, вся полиция Франции выставлена в весьма дурном свете. Что не полицейский, так псих, облезлый неформал, бывший наркоман, альфонс, дуболом или тупой накачанный бык. А временами и просто свора каких-то неудачников, не могущих поймать одного психа на расстоянии вытянутой руки. Интересно было бы почитать мнение настоящей полиции Франции о работе полиции, описанной в книге. Хотя я и так его знаю. Это мнение звучало бы как: "Абсолютный бред".

    Главный герой, скрывающийся от полиции и одновременно отыскивающий свои прошлые личности, невероятно живуч и везуч. Настолько, что после его приключений в Марселе, следить за ним становится ужасно скучно, ибо понимаешь уже, что ничего ему не грозит. Никакой враг не одолеет человека с способностями почти всех вместе взятых мутантов из Х-менов. Он не знает усталости, практически невидим, отводит от себя пули снайперов, обладает даром убеждения любого человека, и даже с прослабленным кишечником не сокрушим в рукопашной схватке. О его врагах - полиции, я уже написал выше. А есть еще загадочные люди в черном. Профессионалы высочайшего уровня, ходящие на задание, с уже установленным в вену катетером на случай ранения, и умеющие совершенно фантастические вещи, такие как стрельба триплетом в голову, грудь и сердце из снайперской винтовки ручного перезаряда "Геката-2" калибра 12,7мм. Но при этом забывающие сменить свое авто, которое неоднократно было замечено на месте преступления, и не умеющие устроить простейшей засады на квартире. Парадоксально, да? И вся книга соткана из таких вот парадоксов и нелепостей. Чего только стоит момент, где Анаис останавливает кровотечение, на изрезанных стеклом руках, туалетной бумагой(!)

    В книге наблюдается избыток странностей, и я даже не знаю, на что их списывать - на трудности перевода или на бездарность самого автора. Вот, для примера, лишь немногие из них:


    Она физически ощущала, как пульсирует в мозгу гемоглобин, проникая в самые мелкие сосуды

    Густые брови придавали ей выражение силы и нежности. Маленький рот, при виде которого любого мужика кидает в дрожь.

    Не раздумывая, она выстрелила в воздух, отвлекая внимание стражей порядка. Отдачей ее швырнуло на капот автомобиля. Она не удержалась на ногах и упала.

    Книга не ужасна, если отключить критическое восприятие и не придираться, то читать вполне можно. Не смотря на некоторую затянутость сюжета, все же легкость текста и динамичное развитие событий компенсируют многие недостатки "Пассажира". Но я все же не понимаю, каким образом литература столь невысокого качества удостаивается звания мирового бестселлера.

    53
    710