Рецензия на книгу
Fahrenheit 451
Ray Bradbury
zzzloba2 июня 2016 г.За эту книгу Брэдбери очень легко ругать. Это далеко не самый лучший пример антиутопии, это далеко не самая интересная фантастика. В ней слишком много пафосного и слишком много простого. Да и в конце концов, что она может поменять в мире, где книги уже давно проиграли телевидению и борются разве что за выживание? А главная проблема романа в том, что для нынешнего читателя он уже полностью потерял свой фантастический привкус. Все пророчества сбылись, общество потребления и удовольствий давно наступило. Карусель дураков, так подробно описанная в романе и запущенная в прошлом веке, разогналась до предела в веке наступившем. И с трудом верится в то, что Брэдбери написал свой роман не 10 лет назад, а в 1953 году, до появления компьютеров, интернета, мобильных телефонов, плееров и плазменных панелей. Интересно, какой бы роман написал Брэдбери сегодня?
С читательской точки зрения сюжет двигается очень предсказуемо. Вот главный герой, работающий на систему. Вот в его душу проникает сомнение, перерастающее в прямой конфликт. Вот столкновение, отчаянная попытка борьбы и побег. Но при внимательном чтении замечаешь, что действие предсказуемо не только для читателя, но и для самих героев. Монтэг ждал встречи с Клариссой, Монтэг чувствовал, что его жена несчастна и попытается покончить с собой, Битти ожидал, что Монтэг пойдет против системы, Фабер знал, что его хитрый наушник однажды пригодится. Мир устроен как большой механизм, в котором последствия поступков известны заранее и можно легко предугадать дальнейший ход событий.
И эта запрограммированность мира сегодня уже стала реальностью. Колесо дураков крутится так давно, что многие уже и не помнят, а когда оно не крутилось. Клоунада вместо искусства, пересказы вместо книг, рекламные баннеры по километру, упрощение природных феноменов до цветных пятен, машины вместо ног, экраны вместо мозгов, ТВ-шоу вместо друзей и родственников. Брэдбери много внимания уделяет механизму отупления человека, особенно телевидению. Беспрерывный поток информации не оставляет человеку времени для размышлений, приучая к тому, что думать совсем не обязательно. Особенно хорошо это работает, если все вокруг поступают точно так же. Все выстроено для получения удовольствия и общего уравнения, все отношения и размышления превращены в контролируемую механику, все чувства в запрограммированные алгоритмы поведения. Технический прогресс призван, чтобы облегчить человеку жизнь ценой этой самой жизни.
Интересен образ брандмейстера Битти, который много читал, но все же продолжал сжигать книги. Почему же он не встал на тот путь, по которому пошел Монтэг? Почему он предпочел умереть, когда мог спастись и жить дальше? Скорее всего, в этом заключается одна из главных мыслей романа. В таком мире, где ты ничего не стоишь и где не осталось места для настоящих чувств, не страшно умирать. Люди готовы сгореть заживо, лишь бы не жить этой искусственной жизнью. Страх перед смертью испытывает только Монтэг, потому что общение с Клариссой и чтение книг превращает его в нечто значимое, нечто настоящее. А в том месте, где читают все, жить хочется вечно. И я думаю, что с этим идеалом Брэдбери мало кто поспорит.
С другой стороны, нытье по этому поводу, на мой взгляд, немного преувеличено. Не так уж сложно не смотреть телевизор, бесконечные сериалы и фильмы про супергероев. Не так уж сложно игнорировать тупые ТВ-шоу, рекламу, не так уж сложно использовать интернет как инструмент и базу знаний, а не как заместитель собственной головы. А недостатка в стремлении критически мыслить у молодежи никогда не было. Сейчас такого стремления даже с избытком, а вот умение искренне восхищаться и любить, пожалуй, сильно атрофировалось.
И вот тут Брэдбери способен дать читателю нечто такое, чего нет в других классических антиутопиях. Но что всегда есть у него, о чем бы он не писал - о заселении Марса, или об одном лете мальчишки в провинциальном городе. Это, несмотря ни на что, бесконечная любовь к миру и желание поделиться ей с другими, желание видеть в мире поэзию и красоту, заключенную в природе, в таких людях как Кларисса, в искусстве и в книгах. Каким бы безнадежным не казался окружающий мир, в нем всегда найдется место для прекрасного.
И Брэдбери верил, что все ещё можно изменить. Что можно начать все сначала, даже если дело закончится войной. Что даже если книги будут сжигать, их можно сохранить в голове и сердце. Что можно написать гимн книгам и этим на что-то повлиять. Что можно вылечиться от меланхолии, что жизнь одной бабочки способна изменить мир будущего, что на Венере можно прожить все лето в один день, когда перестает идти дождь, и что можно скучать по людям, если они вдруг исчезнут, что можно полюбить Марс как родную планету и что лето можно сохранить в бутылках с вином из одуванчиков. И он продолжал в это верить, несмотря ни на что.
Вряд ли когда-нибудь история человечества перестанет быть историей войн и саморазрушения. Но что-то он все-таки изменил. Достаточно заглянуть в лучшие цитаты сайта, чтобы в этом убедиться.
Есть преступления хуже, чем сжигать книги.
Например - не читать их.1464