Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Просвещенные

Мигель Сихуко

  • Аватар пользователя
    Аноним2 июня 2016 г.

    Я читала без отрыва. Жаль, что всё хорошее быстро заканчивается. Это было замечательное чтение для чувств и ума! Я очень ценю в книгах их способность тормозить читательское стремление как можно быстрее продвигаться вглубь повествования и заставлять остановиться-оглянуться, зацепившись мыслью или переживаниями за какую-нибудь фразу, цитату, упоминание имени, места или времени. В этом мне чудится какая-то созвучность, синхронистичность, потаённая адресность текста; появляется иллюзия, что автор написал его, имея в виду тебя в качестве своего собеседника. С первых же страниц здесь было столько таких «стопперов», что, откладывая на время книгу, чтобы как-то успокоить и приглушить шквал приходящих ассоциаций, я начинала просто шагать по квартире, как Кант по тропе философов, размышляя, вспоминая, вороша свои записи «о том же», перелистывая книги в собственной «акаши», чтобы почувствовать, как где-то глубоко внутри рождаются и прорываются к свету смыслы.

    Такие книги, как эта, делают что-то такое невообразимое с твоим «Я», после чего усиливается желание жить. Меняют его? Развивают? Расширяют его границы? Во всяком случае, они не проходят мимо, а оставляют в сознании своё долго звучащее камертонное «ля», под которое ты настраиваешься. Да, вот так, наверное, и нужно писать книги, чтобы они становились событием, благоприятным случаем жизни – тем, что греки когда-то назвали словом «Καιρός». Такие книги, как эта, безусловно, – «кайрос». После них хочется немедленно начать что-то делать со своей судьбой, пока не затих резонанс. И как хорошо, что она вместилась, вписалась в мою жизнь, это лишний раз подтверждает, что правильные книги всегда найдут тебя, или ты найдёшь то, что должен прочитать именно ты.

    «Просвещённые» - необыкновенно чудесный, хотя и грустный, постмодернистский перевёртыш, составленный из воспоминаний, дневниковых записей, бородатых анекдотов, отрывков мокьюментарических литературных произведений Криспина Сальвадора, полный аллюзий и ассоциаций на то, что ты тоже знаешь, помнишь и любишь. В нём много, может быть, даже слишком много человеческого: людей, любви, юмора, житейских наблюдений, сказок и естественной жизни тела и духа. Эта книга как-то по-особому... фрактальна. И хотя речь идёт о далёких Филиппинах, многие вещи узнаваемы, понятны и близки. Мне понравилось как в некоторых эпизодах в духе Алена Роб-Грийе автор экспериментирует с возможными вариантами текущих событий, каждое из которых из определенной точки могло пойти так, а могло и по-другому, но то, что не произошло, ещё чётче обозначает смысловые контуры того, что свершилось. Жизнь ведь такая вероятностно-возможностная штука…!

    Мне очень понравилась эта книга, но рекомендовать её кому бы то ни было я вряд ли решусь. Такие книги, наверное, сами выбирают своих читателей. Вот пусть и выберет.

    39
    589