Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Штиллер

Макс Фриш

  • Аватар пользователя
    noctu2 июня 2016 г.

    Уже после прочтения мне сказали, что "Штиллер" - лучшее у Фриша, так что я радуюсь и печалюсь одновременно. Радуюсь, потому что познакомилась хорошо, а печалюсь, потому что есть еще пару книг, которые нужно прочитать у него, а эффект сглаживать не хочется. Теперь даже не знаю, чего ожидать.

    А эта книга очень добротна и хороша. Я не все, конечно же, поняла. В смысл последнего диалога вообще не въехала и до сих пор не понимаю, как это можно советовать читать в гимназиях. "Штиллер" - довольно интересное сочетание "Анны Карениной" с абсурдистами, политикой и наболевшим. Зная, что автор сам - швейцарец, очень странно было читать его критику собственного же народа - очень едко и зло. Вместе с тем, прием, когда мы можем взглянуть на все от лица героя и от другого наблюдателя оказывается очень хорош. Только поразительно, насколько сильно самоописание Штиллера различалось с описанием его женой, прокурором и другими.

    Не буду оригинальной, если скажу, что книга эта - про гнет общества, про навязывание ролей, от которых человек, быть может, хочет отказаться, но не может. Допустим, вы через 10 лет приходите на вечер встречи выпускников, где вас начинают называть старым прозвищем и воспринимать точно так же, как в прыщавой юности, как будто не было этих 10 лет и все застыло. Неприятно, не правда ли? От этого хочется избавиться и не больше не приходить. Такое же происходит и с родственниками, бывшими знакомыми, коллегами... Со всеми, в общем. А что, если хочется от всего отказаться и заставить мир понять, что что-то сильно изменилось внутри вас? Изменить имя и уехать далеко-далеко. Только память у всех не сотрешь. Как показал пример Штиллера, это не всегда получается.

    Молодого мужчину задерживают на швейцарской границе, так как опознают в нем пропавшего архитектора, бросившего туберкулезную жену одну в санатории. Этому человеку, пытающемуся откреститься от личины почти добропорядочного швейцарского архитектора, побывавшего на войне в Испании, старательно навязывают чужое имя и жизнь. "Абсурд!" - вы скажете. Действительно, так и есть. В ходе разбирательства и знакомства с людьми из жизни Штиллера мы понимаем, каким же все-таки уродом он был - изменял жене, изводил ее своими упреками, тяжелым характером и домогательствами, закатывал истерики, а потом вообще бросил. И вот этому спокойному и адекватному человеку в камере пытаются навязать все бремя прошлого какого-то Штиллера. И знаете, у них получилось. В этом и трагедия. этот новый человек принял старого Штиллера. Надеюсь, я не разобью чьих-то ожиданий, если скажу, что все закончилось плохо. И не только он один плохой в этом романе. все - несовершенны. Прокурор, его жена, жена Штиллера... Они все со своими проблемами.

    В этом романе я не увидела человеческого взаимопонимания, гармонии общежития и внутренней гармоничности, свободы от норм, правил, традиций. Герой борется с ними, но проигрывает. Монолит старых традиций и установок сложно перебороть в одиночку, нужна поддержка. Здесь нужно вернуться к первому предложению абзаца, потому что даже в любви нет гармонии и взаимопонимания. В общем, все плохо.

    Не ждите, что после романа у вас останется на душе теплое чувство. Только если вы надеретесь вместе со Штиллером напоследок. Чем больше проходит времени, тем больше мне нравится книга, а это верный признак качества.

    21
    608