Рецензия на книгу
Жизнь и судьба
Василий Гроссман
Аноним1 июня 2016 г.Прочла и не поняла - а кто и с какого перепуга нашел в этой книге антисоветчину? Редкий случай - я реально не понимаю, с чего советская цензура так на нее взъелась. Там про Сталина-то нет почти ничего, и большая часть героев относится к нему, как и положено, с большим пиететом. Да, книга стойко антинацисткая - но это, вроде как, и хорошо.
Или нет?
Вообще журналистской прошлое Гроссмана сыграло с главным произведением его жизни свою шутку: в этой книге нет главных героев. Герои вроде бы и есть, и это люди, выписанные очень своеобразно, живые, реальные - но история не о них. Кого ни возьми - все равно не о них. Они - словно статуи в музее, манекены, которые призваны служить иллюстрацией страшных жерновов войны. Те из них, кто мог вызвать сочувствие, умирают раньше, чем это происходит. Те, кто выживает, до сочувствия не дотягивают.
Они - персонажи второго, если не третьего плана. Все до единого.
Читать Гроссмана легче, чем Шаламова или Солженицына. Отчасти потому, что впереди у героев книги - победа, пусть и доставшаяся столь дорогой ценой. Отчасти - потому что большая часть из них свободна. У них есть выбор или, скорее, его иллюзия.
Опять же наследие журналистики - Гроссман пишет очень точно, емко, он умело подмечает нужное и может несколькими мазками создать у читателя полную картину происходящего. Да, без героев - но зато до дрожи, до мурашек, до запаха пороха, бьющего в ноздри.
И снова возвращаясь к критике сталинизма. В этой книге нет критики - есть печальная действительность. Причем она дается даже без отсылок лично к Сталину - как данность, как факт. Да, люди вот такие - подлые, недалекие, плетущие интриги, плевать хотящие на пользу дела. Но такие не все - были и другие. Те, которые не сдавались - несмотря ни на что. Но опять же - книга не про них, не про подвиги или предательство.
Она про людей в массе. Поэтому читать ее очень непривычно - первую сотню страниц глаз настойчиво пытается вычленить хоть одну линию судьбы, за которую стоит уцепиться. Тщетно. Гроссман безжалостно переплетает нити, обрезая и бросая их в удобный ему момент. Полотно, масштаб которого делают не люди, а события, в которые они вовлечены.
Я знаю, что Гроссман лично принимал участие в обороне Севастополя, но понятия не имею, надо ли его рекомендовать упертым тру-историкам. Как и тем, кто ждет невероятной стилистики или наслаждения языком. Но книга хороша - вот и все, что могу сказать. Прочтения она точно стоит.7541