Рецензия на книгу
Отверженные
Виктор Гюго
Аноним31 мая 2016 г.«Книга, лежащая перед глазами читателя, представляет собою от начала до конца, в целом и в частностях, - каковы бы ни были отклонения, исключения и отдельные срывы, - путь от зла к добру, от неправого к справедливому, от лжи к истине, от ночи к дню, oт вожделений к совести, от тлена к жизни, от зверских инстинктов к понятию долга, от ада к небесам, от небытия к Богу.»(с)
Роман прочла давно, а вот рецензию так и не могу написать. Впечатлена, мыслей много, пыталась всё обдумать и собрать в одну кучу, но (прошу прощения) «переваривание» всё ещё продолжается) Поэтому не рецензия, а так, мысли вслух.
1.) Ещё раз убедилась, что некоторые литературные произведения необходимо читать в школе для лучшего усвоения уроков истории. Прочти я «Отверженных» тогда, возможно Великая французская революция, последовавшая за ней эпоха террора, правление Наполеона, Реставрация и Республика, всё предстало бы несколько по-другому. Не думаю, что кардинально изменила бы своё мнение (для меня любая революция все таки насилие. Вот и у Гюго хорошо написано:
К тому же надо признать, что, начиная войну, утопия сходит со своих лучезарных высот. Истина грядущего дня, вступая в борьбу, заимствует методы у вчерашней лжи. Она, наше будущее, поступает не лучше прошедшего. Чистая идея становится насилием. Она омрачает героизм этим насилием, за которое, по справедливости, должна отвечать; насилием грубым и неразборчивым в средствах, противоречащим нравственным правилам, за что она неизбежно несет кару. Утопия-восстание сражается, пользуясь древним военным кодексом; она расстреливает шпионов, казнит предателей, уничтожает живых людей и бросает их в неведомую тьму. Она прибегает к помощи смерти - это тяжкий проступок. Можно подумать, будто утопия не верит больше в сияние истины, в ее несокрушимую и нетленную силу. Она разит мечом. Но меч опасен. Всякий клинок - оружие обоюдоострое. Кто ранит другого, будет ранен и сам., но сейчас причинно-следственные связи для меня стали более понятны.
2.) Хотя в названии («Отверженные») есть какая-то безысходность, сам роман я бы назвала оптимистичным. Ниточки добра, сострадания и милосердия тянутся от епископа Мириэля к Жану Вальжану, от Жана Вальжана к Козетте и Мариусу.
3.) Жан Вальжан стал одним из любимейших литературных образов. Униженный, безвинно осужденный, мог озлобиться, но встреча с епископом переродила его. Он не просто физически спас Козетту и Мариуса (её от голода, его от гибели на баррикадах), но и устроил их брак, позволив не думать о таких «досадных мелочах» как деньги и незаконнорожденное происхождение.
4.) А вот образ Козетты несколько разочаровал( Как могла девочка, с детства познавшая унижение, каторжный труд, именно та самая «отверженная», напрочь забыть всё это и превратиться в изнеженную барышню, думающую только о своей красоте, нарядах и красивом молодом человеке. Любовь любовью, но где долг и обязательства по отношению к человеку, которого она называла своим отцом? Читать последние главы романа было тяжело. Возмущению моему просто нет предела. Тем разительнее контраст, что только что читала «Холодный дом» Диккенса. И главные героини (Эстер и Козетта) имеют много общего: обе незаконнорожденные, обеим в жизни помог взрослый покровитель (мистер Джарднис и Жан Вальжан), и эти же самые покровители устроили своим воспитанницам счастье, позволив выйти замуж по любви. Вот только Эстер о своем долге помнила всегда, а Козетта чуть не забыла. Возможно потому, что Эстер – англичанка, и руководствуется разумом, а француженка Козетта живет чувствами.
5.) И конечно же не могла не заметить безграничную любовь Гюго к Парижу! С какой нежностью и гордостью он пишет об этом городе и о его жителях.
Народ Франции обладает теми же свойствами, что народы Греции и Италии. Франция-афинянка по красоте и римлянка по величию. Кроме того, у нее доброе сердце. Она все готова отдать. Она чаще, чем другие народы, способна на преданность и самопожертвование. Правда, она изменчива и непостоянна- в этом и состоит основная опасность для тех, кто мчится бегом, когда она хочет идти, или идет, когда ей вздумалось остановиться. У Франции бывают приступы грубого материализма, ее высокий разум по временам засоряют идеи, которые недостойны французского величия и годятся разве для какого-нибудь штата Миссури или Южной Каролины. Что поделаешь? Великанше угодно притворяться карлицей; у огромной Франции бывают мелочные капризыPS: когда-то (как и многие другие) начинала читать «Отверженных», но «сломалась» на какой-то энной странице, а вот сейчас читала не отрываясь и с большим удовольствием. Видимо, доросла) Это красивая история о благородстве, чести и любви.
Игра в «Классики», тур № 6, 1-я заявка, 2 ход.
10188