Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Над пропастью во ржи

Джером Д. Сэлинджер

  • Аватар пользователя
    eliza_fanenshtyl31 мая 2016 г.

    Джером Дэвид Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
    До встречи с книгой я прочитала большое количество отзывов и отметила, что оценки колеблются от высочайших до самых низких. И сделала вывод, что было бы интересно узнать, что, в самом деле, создало столько шума в виртуальном мире?
    Скажу сразу, что мне было крайне трудно определить свое отношение к этому произведению. И я часто чувствовала что-то среднее между ощущением абсолютной никчемной беллетристики и классики американского романа. Но, пожалуй, со вторым я соглашусь, потому что книга действительно закоренелая американка, насколько можно так сказать. Но теперь я уверена, что первое- абсолютная ерунда и просто грубая оценка произведения, которое ты совсем даже не попытался пропустить через себя.
    Неужели можно сделать вывод, что книга, в которой нет никаких прямых текстов с раскрытием ее подтекста, в которой, казалось бы, просто череда действий, никчемна? Но разве современный читатель не привык искать какой-то скрытый смысл во всем? Возможно, его удивило то, что придется искать смысл в глупых и спонтанных поступках шестнадцатилетнего подростка.
    На самом-то деле весь смысл был не в его поступках, хотя они и отражали внутренний мир Холдена Колфилда. Загвоздка была в его видении окружающего мира, в его мировоззрении. А самое, что прекрасное в книге, - это то, что главный герой- подросток. Люди в этом возрасте начинают смотреть на все по-новому и видят мир уже без розовых очков. Но, в отличие от взрослых, пока еще не могут смириться с этим новым взглядом, не могут сделать вид, что ничего не происходит.. Как я однажды прочитала у Германа Гёссе, в этом возрасте человек проходит две ступени: мир домашний- твой дом и школа, а ,может быть, родная деревня, в общем, узкий круг людей, в котором тебе по-детски комфортно и защищенно, и мир внешний- то есть реальность, чистое осознание окружающей действительности. А после их прохождения, человек приходит к себе- к настоящему себе. Так вот, главный герой как раз на этом пути, а он совсем не легок, и для главного героя он проходит грубо, мерзко и неприятно.
    Можно сказать, что в каких-то местах автор открывает читателю глаза на мир: на его лживость и «ломанность», фальшь и наигранность, на то, что многих людей судят совсем не по внутренним качествам. Холден Колфилд разочарован в обществе и стремится найти проблески искренности в людях. И не находя их, разочаровывается еще больше и поэтому необдуманно совершает поступки, ярко описанные в книге: напивается по ночам, сидит в барах, танцует со всеми, кому не лень, в общем, пробует мир на вкус. А все это сдабривается многократными чертыханиями.
    Из-за его озлобленности на мир и абсолютного нежелания мириться с этим все идет под откос.
    Главный герой хочет сбежать от действительности и просит других людей бежать с ним («Слушай! - говорю. - Вот какая у меня мысль. Хочешь удрать отсюда ко
    всем чертям?... Будем жить в туристских лагерях и во всяких таких
    местах, пока деньги не кончатся. А когда кончатся, я могу достать работу,
    будем жить где нибудь у ручья, а потом когда-нибудь мы с тобой поженимся,
    все как надо. Я сам буду рубить для нас дрова зимой. Честное слово, нам
    так будет хорошо, так весело! Ну как? Ты поедешь? Поедешь со мной?
    Поедешь, да?»), но никто не поддерживает его в этом, отчего все становится еще хуже. Светом в конце туннеля можно считать цитату , произнесенную мистером Антолини: «Признак незрелости человека - то, что он хочет благородно умереть за правое дело, а признак зрелости – то, что он хочет смиренно жить ради правого дела.» Вот, чего не хватало Холдену Колфилду- зрелого смирения.
    Так о чем же эта книга ? Совсем не о беспорядочных действиях, совершаемых главным героем, а о том, как важно обрести гармонию с миром и к чему может привести дисбаланс между твоими ожиданиями от мира и реальностью. Можно вспомнить «Мартина Идена». Каким этот простодушный моряк видел внешний мир до своего преображения, а каким он стал для него после. И к чему же привел этот дисбаланс? Отнюдь, совсем не к хэппи-энду.

    3
    37