Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Whispering Skull

Jonathan Stroud

  • Аватар пользователя
    Аноним28 мая 2016 г.

    Когда не так давно я мучился с Хобб, где по началу от книги отворачивало все и я нашел тысячу причин, почему книга шла с трудом, Инуя сказала, что это значит, книга мне не нравится. Потому что если книга нравится, то погружаешься в мир и не обращаешь внимание ни на какие-то косяки автора, ни на возможные рояли, ни на антипатии к героям - ты просто погружаешься в мир, дышишь им и читаешь.
    Так вот, стоит, видимо, наконец-то признать, что в творчество Страуда, и в частности в эту серию я влюбился, крепко и надежно. Хотя мои чувства к ней были известны еще после первой книги, но не помню, чтобы я озвучивал их в такой вот форме. Кстати, именно поэтому я не спешил приступать ко второй - в последнее время опасаюсь читать и смотреть продолжения вещей, которые действительно поразили и зацепили, ведь как знать, - смог ли автор удержать рамку или упал, а падение наблюдать очень не хочется.
    Но Страуд не упал и падать не собирается.
    Атмосфера, та самая атмосфера, которая мне понравилась в первой книге, сохранилась. И ностальгия по первому сезону "Сверхъестественного" в сценах с призраками, и даже ассоциации с "Торчвудом" (Локвуд - Джек, Люси - Гвен) снова вернулись. Для меня они - именно приятная добавка, поскольку даже если бы их не было, книга все равно понравилась. По ней еще нет сериала, а вот стоило бы! Но только, пожалуйста, близко к тексту, а не то, что там Кинг мутит. Но даже если и не будет ничего подобного, воображение уже сняло все, и его продукт нельзя назвать ни детским, ни даже подростковым. Да, у нас герои подростки, но блин, при чтении я воспринимал их ничуть не хуже, чем взрослых героев. От взрослых их отличало, пожалуй, только то, что никто ни в чью постель не лез.
    Еще одна ассоциация в атмосферу книги: здесь была замешана одна старая история с доктором, который устраивал подозрительные собрания, одно из которых закончилось невероятно загадочно. Вот тут мне вспомнился один рассказ (или повесть?) Лавкрафта, который я давно начал читать, но так и не прочел, название сейчас не приведу. Или какие-то игры, связанные с тем же Лавкрафтом, или байки... В любом случае, мне вспомнился именно он, и это стало еще одним приятнейшим дополнением.
    Да, атмосфера осталась на высоте, как и динамика происходящего. А что же герои?
    После первой книги я говорил Инуе и не раз, что Люси мне не понравилась, причем чем дальше я отдалялся от книги по времени, тем меньше она мне нравилась. И все равно я собирался прочесть продолжение, вопреки отношений не просто с главной героиней, но и то, от чьего лица идет повествование. И да, по началу Люси опять-таки раздражала, но это не вызывало желания выкинуть книгу. Знаете, есть такие авторы, которые могут писать о чем-то крайне субъективно с точки зрения говорящего, но при этом читатель легко может составить свое представление о происходящем, о других героях, а так же понять, откуда этот субъективизм растет? Подобное я увидел у Лавкрафта, что мне очень и очень нравилось, и вот здесь. В первой половине книги возникло ощущение, что Люси ненавидит всех, кроме Локвуда, поскольку в описании каждого, кого она встречала, звучало столько неприглядных эпитетов, что возникала мысль: "Детка, да тебе очень сложно живется в мире всех этих уродов, да?" Но даже при этом не возникало желания назвать Люси злобной стервой, к тому же местами она сама осознавала, что ее отношения к окружающему миру не слишком верные. Правда, во второй половине книги ей встретилось несколько красивых людей, да и парочка нейтральных описаний тоже имелось. Так вот, не смотря на всю ее ненависть к окружающим, я сам спокойно мог оценить, симпатичен мне тот или иной персонаж, или соглашусь с Люси. И точно так же насчет Локвуда, который отрицательных описаний, конечно, удостоен не был.
    Но Люси, как и другие персонажи, живая. И поэтому к концу книги мое отношение из уровня "Не перевариваю ее, но ради атмосферы готов закрыть на нее глаза" моя оценка перешла на другой уровень: "Да, временами она меня жутко бесит, но временами она огого как хороша!" В самых последних сценах она и правда была хороша, уж поверьте.
    Локвуд и даже Джордж, который стал для меня фаворитом в этой троице, хотя и недооцененным той же Люси в первой книге, так же вызывали различные реакции: когда-то я соглашался с их действиями, когда-то любовался ими, а временами хотел врезать, что первому, что второму. Но оба они в конце тоже проявили себя с лучших сторон.
    Однако в этой книге для меня нашелся герой, который перекрыл даже мое отношение к Джорджу. Череп. Так и оставшийся безымянным. Он чертовски хорош. И то, как он манипулировал Люси, то есть пытался это делать, мне понравилось больше всего. Обычно на его месте выдвигают совсем иные аргументы, но то, что он сказал, подействовало, и это было оригинально.
    Но самый молодец в конце, конечно, оказался автор. Не только потому, что выписал все сцены так, что герои реально проявили себя, без ненужного пафоса, а все в меру, но и тем, как именно он закончил эту книгу. После первой не возникло желания тут же добраться до второй (хотя на тот момент она еще не вышла), а вот после второй сразу хочется открыть третью. Мне-то повезло, я третью имею на руках. А как жили те, кто прочел вторую сразу по выходу и ждали потом еще не написанную и не переведенную третью? Наверное, разорились на успокоительных. Я бы разорился.

    И да, конечно, где-то, в дальнем уголке рассудка, я полагаю, что слишком уж удобной оказалась роль Черепа в происходящем, но честно, не знаю, стало бы это причиной занизить оценку книге в целом, не полюби я ее. Но в моем случае на этот "рояль" я закрыл глаза, потому что сам Череп шикарен, как и его поведение (почти всегда, даже он не остался для меня идеальным, но ведь идеалов и не существует), потому что атмосфера в этой книге именно такая, какую я от нее (да и от подобных книг в целом) хотел получить, потому что поведение героев в самой последней части реабилитировало их в моих глазах.
    Конечно, эта книга не содержит в себе глубокую философию, не пытается научить читателя чему-то (уж специально так точно, но здесь есть очень много мелких моментов, которые действительно могут оказать полезное влияние). Это - в первую очередь - приключенческая книга с хорошо прописанной атмосферой и действительно интересными героями, и если ее рассматривать именно с такой точки зрения, то она удовлетворит читателя по всем статьям.

    10
    96