Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Господа Головлевы

Михаил Салтыков-Щедрин

  • Аватар пользователя
    Аноним24 мая 2016 г.

    Рок Головлевых

    Головлево - это сама смерть, злобная, пустоутробная; это смерть, вечно подстерегающая новую жертву.

    "Господи! И в кого я этаких извергов уродила! Один - кровопивец, другой - блаженный какой то! Для кого я припасала! Ночей недосыпала, куска недоедала... Для кого?!"


    Это пожалуй самый мрачный, самый мертвый роман о русской безысходности в любом времени. Книга - семейная сага, каждый персонаж которой обречен на уже уготованную ему жизнью и автором, медленную, ядовитую и нескорую смерть. Удивительно мрачно, трезво и злобно Салтыков-Щедрин описывает судьбу всего семейства Головлевых и это смотрится совершенно в порядке вещей многострадальной России того времени. Как скучно и в общем бестрашно жить им на страницах романа. Кто-то отравлен водкой, кто то распутством и сквернословием, кто-то пустословием и безграничным богатством, но итог то один - все они уже мертвые бедные и несчастные люди! Почему некоторые семьи обречены в России на этот беславный и горький конец?! Они будто уже поцелованы смертью. Зачем жить, любить и существовать, если каждая доля, каждый унаследованный кусок именья не принес ничего путного, а одну лишь смерть и сплошные страдания?! Почему некоторые семьи бывают благополучными и члены семьи способны жить в радости и согласии, и беспрепятственно строить карьеры, а некоторые знакомые нам персонажи занимаются самоуничтожением всю свою жизнь. И ведь почему то сам спектр и выбор средств к собственной смерти очень разнообразен и по своему даже чем то и занимателен, и что самое страшное, крайне стремителен. . Для кого то это любовное отношение к водке, для кого то это пошлость, а для кого то словоблудие, гниль и даже предательство.
    Вот какие вопросы в тексте задает и поднимает Великий русский сатирик классик Салтыков Щедрин.
    Несмотря на всю, я бы сказал, гротескную безысходность, мрачность и смерть произведение мне очень понравилось. Я не могу сказать и описать сейчас в этих строчках некий восторг в отношении прочитанного мною текста, потому что сама мерзлось, грязь, человеческое падение, гадость и смерть, которыми пропитана вся книга ни в коем случае не позволят мне это сделать, но весь глубокий смысл и посыл автора весьма понятен и мне очевиден. И, что главное, та жизнь, которую будучи чиновником и не простым человеком наблюдал Салтыков Щедрин в этой книге даже я бы сказал слишком заметна.

    Его вечные рассуждении об отличи нас от Европы. Европейского лицемерия и обыкновенного вранья Иудушки Головлева



    В понятиях француза-буржуа вселенная есть не что иное, как обширная сцена, где дается бесконечное театральное представление, в котором один лицемер подает реплику другому. Лицемерие, это - приглашение к приличию, к декоруму, к красивой внешней обстановке, и что всего важнее, лицемерие - это узда. Не для тех, конечно, которые лицемерят, плавая в высотах общественных эмпиреев, а для тех, которые нелицемерно кишат на дне общественного котла. Лицемерие удерживает общество от разнузданности страстей и делает последнюю привилегией лишь самого ограниченного меньшинства. Пока разнузданность страстей не выходит из пределов небольшой и плотно организованной корпорации, она не только безопасна, но даже поддерживает и питает традиции изящества.


    И просто вранье Иудушки Головлева


    Не надо думать, что Иудушка был лицемер в смысле, например, Тартюфа или любого современного буржуа, соловьем рассыпающегося по части общественных основ. Нет, ежели он и был лицемер, то лицемер чисто русского пошиба, то есть просто человек, лишенный всякого нравственного материала и не знающий иной истины, кроме той, которая значится в азбучных прописях. Он был невежествен без границ, сутяга, лгун, пустослов и , в довершение всего, боялся черта. Все это такие отрицательные качества, которые отнюдь не могут дать прочного материала для действительного лицемерия.

    И затрагивая образ Иудушки Головлева перво-наперво хочется затронуть логичный вопрос - повлияло ли на его судьбу прозвучавшее на страницах романа проклятие его матери? Или такая судьба Головлевых была изначально предначертана ему Свыше?!


    Вот батя намеднись про оттепель говорил, - сказал он самому себе, - ан Бог-то морозцу вместо оттепели послал! Морозцу, да еще какого! Так-то и всегда с нами бывает! Мечтаем мы, воздушные замки строим, умствуем, думаем и Бога самого перемудрить - а Бог возьмет да в одну минуту все наше высокоумие в ничто обратит!

    Не менее важна судьба одной из племянниц Головлева - Анниньки. Ее нравственное падение, которое происходит с ней после побега из родного гнезда Головлевых безусловно доказывает некоторый фатум - неизбежное проклятие семейства Головлевых, что наводит на мысль, что эта семья была проклята задолго до проклятий собственной матери. Ее ( материны) поступки и накопительные куски владений, которые она раздавала членам семьи, да бы избавиться от них возможно - вот они корни истинного проклятия семьи. Божья кара праздности и пустословия. Сложно как то по-другому объяснить судьбу каждого героя семьи Головлевых в отдельности. Иудушка просто финальный и наиболее яркий портрет сущности и изнанки Господ Головлевых. Это портрет Божьей кары от автора Салтыкова Щедрина. Как гротескно, злобно и жестоко он обличает каждого члена семьи. И даже самая страшная судьба, смерть и кончина героя подается автором, как очень злая сатира.

    И пошлость жизни и смерти племянниц. Грех чревоугодия....


    Пошлость имеет громадную силу; она всегда застает свежего человека врасплох, и, в то время, как он удивляется и осматривается, она быстро опутывает его и забирает в свои тиски.

    И судьба Головлевых и быт их праздной и крайне неприглядной жизни не лишен современности


    Как бы то ни было… Для девушки это даже, можно сказать, первое в жизни сокровище… Кто потом эдакую-то за себя возьмет?
    – Нынче, маменька, и без мужа все равно что с мужем живут. Нынче над предписаниями-то религии смеются. Дошли до куста, под кустом обвенчались – и дело в шляпе. Это у них гражданским браком называется.

    Книга очень русская, ядовито сатирическая, сильная, реалистично написанная, пронзительная, в которой, как впрочем и во всей русской литературе, угадываются настоящие русские корни. Почему стоит читать подобные старые книги? Именно потому, что в них можно заметить ответы на сегодняшние вопросы и почерпнуть для себя много полезного.
    Роман динамичный, правдивый и очень богатый на образы - живые портреты ксожалению по-прежнему вымирающей, пьяной и порочной несчастной России...

    Возможно разгадав проклятие Господ Головлевых можно было бы нормализовать сегодняшнюю довольно разную и порой слегка нестабильную жизнь.

    14
    190