Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Улетающий Монахов

Андрей Битов

  • Аватар пользователя
    Аноним20 мая 2016 г.

    Подзаголовок у книги такой: «Роман-пунктир». Что имеется в виду, становится понятно по мере чтения: «Улетающий Монахов» — это роман в рассказах (наподобие «Героя нашего времени», как подсказывает аннотация). Правда, построен он попроще, чем «Герой», почти нет игры с рассказчиками (кроме последнего отрывка), да и хронология не скачет так, как у Лермонтова. В центре повествования — один персонаж, сначала он зовется «мальчик», потом Алексей, потом просто Монахов. И весь роман — это его линия жизни, но не вся жизнь (а всё-всё о герое ведь рассказать невозможно), а только ее часть, прерывистая история его главной любви, с паузами на десять лет, и пара черточек отношений с другими женщинами. Вот и получается пунктир. Что интересно, жены Монахова в этих любовных историях не участвуют, оставаясь белыми участками пунктира его жизни. Как их зовут, даже не очень и важно, обычно упоминается просто «жена», как функция, без имени, только один раз, кажется, сообщается, что первую звали Катя. Сколько у Монахова детей, неясно совсем, да это, впрочем, и неважно, потому что жены и дети не имеют никакого отношения к любовной жизни Монахова, они для другого, они в этот пунктир не попадают.

    Главную любовь Монахова зовут Ася, и необычность книги в том, что мы как будто качаемся на качелях, переживая совсем разные эмоции по отношению к их роману и к ним самим. Мальчик, стоящий всю ночь на лестнице в ожидании любимой, вызывает светлую ностальгию по тем временам, которые уже никогда не вернутся. Студент, влюбленный в ужасно взрослую и даже замужнюю женщину старше себя на пять лет и ожидаемо столкнувшийся с денежными трудностями (где взять денег, чтобы отпраздновать Новый год? как мне выкупить платье в ломбарде? а то надеть нечего; а если это серьезно, где и на что мы будем жить вместе?), совершает бесчестный поступок и, что еще хуже, бессмысленный, в целом проблему не решающий. Тут и умиляться его чувствам уже не получится, но и осуждать тоже как-то не выходит: на что не решишься, потеряв голову. А зрелый Монахов, случайно встретивший старую любовь, вызывает то ли жалость, то ли недоумение. С одной стороны, ситуация встречи через десять лет с бывшей возлюбленной, ради которой когда-то был готов на всё, не может не трогать, но долгие поиски куда пойти и свидание в ночном детском садике уж слишком нелепы. Правда, равнодушным остаться сложно, ведь со страхом думаешь, что ты сам еще не достиг этого возраста, неужели всё так печально впереди?

    Для меня в первую очередь этот роман стал романом о времени, о том, как быстро оно проходит и как необратимо меняется человек. Да, Монахов к концу неприятен, а его возлюбленная неприятна практически от начала до конца, но изменения, случившиеся с героем, вполне правдоподобны, а неприятен он не столько потому, что к зрелому возрасту он нелепо мечется между женами, любовницами и поклонниками любовниц, не находит общего языка с родителями и как-то неадекватно самовлюбленно ведет себя на работе, столько потому, что ты сам боишься однажды стать таким же.

    9
    400