Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Девушка с татуировкой дракона

Стиг Ларссон

  • Аватар пользователя
    decembrist_forever19 мая 2016 г.

    На протяжении нескольких лет я совершала одну и ту же, чуть ли не самую серьезную литературную ошибку: отказывалась читать "Девушку с татуировкой дракона".
    Это была любовь с первой буквы.
    Абсолютно "мой" автор. Я до визга обожаю детали, детали в описаниях, детали в характеристике персонажей, мне нравится "гулять" по времени, из настоящего (конечно, относительного - такого, где происходит сюжет) нырять в прошлое персонажей, переходить от одной линии к другой. Одновременно же я очень чутко реагирую, когда скачки и переходы слишком резки, и сейчас ни один мой радар не сработал. Я как будто плыла по течению. И это мне безоговорочно нравилось.
    Меня заинтересовал сюжет. Детективная составляющая в нем не главная, но наиболее меня волнующая. Когда дело доходит до богатых людей, я бы сказала даже - чрезмерно богатых, можно не сомневаться: о нормальности говорить не придется. И расследование Микаэля Блумквиста, журналиста, переживающего трудные времена и нанявшегося к Чрезмерно Богатому Человеку, только подтверждает все опасения. И даже перешагивает за пределы самых дерзких фантазий.
    Отдельная радость для меня - персонажи. Точнее, один. Лисбет Салландер. Явная авторская удача. Она психически ненормальна, не вписывается в общество, общество отталкивает ее от себя, хотя она не проявляет слишком уж выраженной вражды. Но при этом, когда автор описывает мир ее глазами, она не кажется больной. Потому что в рамках своего мировоззрения и системы мира она - адекватный человек, и у нее все логично и в порядке вещей.
    Всю дорогу упорно проводила параллель между Лисбет и Харриет, и сначала была очень огорчена тем, что мои догадки не подтвердились. Однако, поразмыслив, поняла, что она не слишком явная. Обе они пережили сексуальное насилие, причем, заметьте, совершенно неспровоцированное, причем от тех людей, от кого зависели. У них обеих были потенциальные защитники, но они отказались прибегать к их помощи. Правда, выход они нашли в разном, но я не считаю, что Лисбет имеет право осуждать Харриет за то, что та в первую очередь предпочла уберечь себя.
    "Мужчины, которые ненавидят женщин". Так на самом деле называется книга, и чем больше я о ней думаю, тем меньше это название кажется слишком броским или вызывающим. Мужчины, которые ненавидят женщин. Сколько их таких отморозков - россыпь, и это только в одной книге. Главгадов книги часто упрекают в том, что они главгады просто так. И меня это удивляет. В том-то и смысл, на мой взгляд, что они совершают убийства, изнасилования просто так. Им не нужны ни мотивы, ни поводы, ни предлоги, ни - три ха-ха! - провокации жертвы. И это страшно.
    В конце хотелось вступить с Лисбет в полемику. Она и слышать не хочет о тяжелом детстве отморозков, но она в этом не права. Поиск истоков насилия - это не оправдание, но объяснение. Всегда важно понимать, что, откуда и зачем берется, помнить, что принцип "акция-реакция" неизбывный, и не допускать ошибок и просчетов.
    В общем, миленькое змеиное гнездо раскопали Микаэль и Лисбет. Вопрос только, можно ли жить дальше после открытия такой правды? Два толстенных тома продолжения ненавязчиво намекают...

    7
    110