Рецензия на книгу
Ноа Ноа
Поль Гоген
Аноним19 мая 2016 г."Поток сознания" от великого художника
"Ноа Ноа" - это сплошная романтика. Гоген напоминает ребенка, который откровенно уверен, что все (сплошь и рядом) вокруг него окутано тайной и прелестью. И как представитель взрослых, ты - читатель, с улыбкой наблюдаешь за этим восхищением, при этом отмечая, что рассказчик владеет прекрасным слогом, описывая все с живостью и в ярких красках. Как человеку, который просто всеми фибрами души не выносит описаний, я довольно легко пробиралась через них; при этом даже во мне возникали мысли, типа: "Ох, какая это красота, наверное!" Так что, этот момент весьма, весьма порадовал.
Но что пошло вразрез с простым, но весьма при этом поэтичном языке художника – так это напыщенный и весьма посредственный слог Шарля Мориса. Вот это было тяжко. Как переходить из безветренного места в ураган — настолько явен контраст. Конечно, стихотворения Мориса внесли свой вклад в общий лейтмотив произведения, но совершенно меня не восхитили так, как это сделали главы, написанные Гогеном.
И еще один нюанс, приведший меня в замешательство - слишком резкий конец "Ноа Ноа", который просто оборвал повествование на довольно интересном моменте. Но это лишь мои чувства и ощущения: ведь вполне вероятно, что после событий, описанных в 10. главе, сразу наступил отъезд, и там просто нечего было больше описать...
В любом случае, не мне судить.
... и вот, когда думаешь, что "Ноа Ноа" уже рассказал все, поведал о всех уголках души художника, ты сталкиваешься с реальным потоком его мыслей в "Прежде и потом". Такого я не ожидала. Мысли вперемежку, причем прямо не в бровь и даже не в глаз - сразу пулей в лоб. Настолько Гоген здесь категоричен, критичен и честен с читателем, что это не может не восхищать. Порой тема повествования резко меняется, но от этого прелесть, искренностью пропитанная, совершенно не теряется и не ускользает от глаза.
Я, как читатель, поражена, восхищена и удивлена. Ведь мало кто из нас, глядя на произведения великих художников, глубоко задумывается о душе его, переживаниях, вообще, о самой его личности. И тут, в этих 234-х страницах все наружу, все, что скрывается за произведениями того самого "таитянского художника".
...это не книга, а так – просто болтовня. П. ГогенP.S. И аплодисменты за самую нелепую ошибку посвящаются издательству "Азбука-Классика", которое отметило, что на обложке "Прекрасная Анжела" (1889) Гогена, когда там "Дух мертвых не дремлет" (1892). Браво!
73K