Рецензия на книгу
Над пропастью во ржи. Повести. Девять рассказов
Дж. Д. Сэлинджер
hioma13 июля 2010 г."Над пропастью во ржи"
Наверное, не стоит читать этот роман, прежде не ознакомясь с другими произведениями автора. Из-за простого языка изложения может создаться впечатление, что автор не силён, но, конечно же, это не так. К сожалению, лично я понял это довольно поздно.
И ещё мне кажется, что данный роман взрослый человек понять не сможет (если, конечно, не собирается убивать Леннона или американских президентов), а вот ребёнку-подростку будет в самый раз. Ведь написан он совсем простым языком, и мысли, как мне кажется, похожи на мысли большинства детей такого возраста. Но как написано! Подумать только, хватает пару часов, чтобы проникнуться настроением Колфилда и начать осуждать прохожих, видеть везде притворство и ложь. А ведь вызвать такие чувства в читателе сможет далеко не каждый писатель. Не знаю, на какую составляющую романа Сэлинджер потратил 9 лет своей жизни, но, наверное, как раз на машину времени в сознание бунтующего подростка смогло бы уйти столько сил и времени.
И не могу не высказаться насчёт названия романа. "The Catcher in the Rye" несёт в себе завораживающую смысловую нагрузку, а великолепно подобранный русский вариант "Над пропастью во ржи" лишь дополняет картину. Уж не знаю, почему, но страшно хочется поставить фразу "The Catcher in the Rye" рядом с известной самой красивой фразой английского языка - "cellar door".P.S. Узнал о смерти Сэленжера, когда до конца романа осталось всего лишь пара страниц.
----------------------------------
Повести.
Похоже, для всей серии повестей, посвященных семье Глассов, придется завести одинаковое вступленьице.
Итак, речь в повестях идет о семи детях. Вернее, о четырех из них, остальные трое косвенно раскрываются в каждой из повестей. Хотя в ходе повествования и показываются множество событий из прошлого, в основном говорится о их зрелой жизни. И, собственно, каждая часть серии посвящена конкретной личности."Выше стропила, плотники"
В "Выше стропила, плотники" нам рассказывают о свадьбе Симора, самого старшего из детей. Дело в том, что Симор - некий эталон Настоящего человека. Он, по словам Бадди (второго в семье Глассов), является настоящим поэтом, можно сказать, поэтом самой жизни. В повести нам показывают местами свадьбу, невесту, ее родственников и прочих приглашенных - в общем, все окружение для того, чтобы в итоге в некой дымке показать нам уникальность такого человека, как Симор. Без единого конкретного его упоминания, что только подогревает интерес к его личности.
Так что эта повесть служит некого рода трамплином для следующей повести Сэлинджера, посвященной Симору.
----------------------------------
"Симор: Введение"
Это вторая повесть, посвященная Симору, самому старшему (и, пожалуй, самому любимому) из детей Глассов. Как и в прошлой части, повествование идет от лица Бадди, брата Симора. Изложение построено в виде открытого, фривольного письма от автора к читателю, которое пишется на протяжении многих ночей фактически как прямой поток мыслей. Именно в этой повести для меня стало открытием, что Симор, Бадди и прочие Глассы на самом деле не существуют и являются плодом воображения автора. Честь ему и хвала за создание таких удивительно живых, интересных и многогранных персонажей.
Тут уж Симор предстает перед нами в самой своей красе, после чего становится понятно, почему он так обожаем всеми без исключения Глассами и почему он является для них объектом для подражания.
Кратко говоря, "Симор: Введение" - повесть, изложенная в удивительной манере, после которой становится хоть примерно понятно, кто Симор есть такой, и после которой начинаешь заслуженно восхищаться этим редким человеком.
----------------------------------
"Френни"
На всем протяжении этой короткой повести мне казалось, что Френни - это повзрослевшая Фиби из "Над пропастью во ржи". Уж больно едко врезался в память образ всеми обожаемой, не по годам умной и смышленой младшей сестренки. Только тут ей уже 20 лет.
Автор рассказывает нам о неполном дне из ее жизни, в ходе которого... А впрочем, не буду рассказывать, что случилось. Скажу лишь, что эта часть, как и предудущая пара повестей, является трамплином для "Зуи", следующей части серии. Только здесь конкретной Френни больше, чем в "Зуи", и я почему-то не могу не увидеть схожесть ее взглядов с мировоззрением Колфилда.
В общем, еще одна повесть, полная интересных идей и цитат, в которой раскрывается характер еще одного из умненьких детей Глассов.
----------------------------------
"Зуи"
Вот эта повесть мне понравилась больше, чем остальные. Такого пиршества речей и буйства слов я не видел уже давно. Зуи, шестой ребенок в семье Глассов, воспитанный вместе с сестрой Френни на удивительных знаниях старших братьев, Симора и Бадди, пытающийся разобраться в проблемах своей сестры - это потрясающе. Как он это делает! Здесь, в этой повести, наиболее становится ясно, что значит быть участником передачи "Умный ребенок" и быть воспитанником парочки Симор-Бадди. Все-таки такие люди или существовали давным-давно, или не существовали вообще. Очень красиво, лихо и захватывающе.
Жаль только, что понимание уникальности семьи Глассов, переданное неповторимым мастерством пера Селенджера, приходит только к концу серии повестей. А это значит, что их надо перечитать снова.
----------------------------------
Девять рассказов
Писать отзывы к каждому рассказу считаю ненужным, но вот высказаться в целом - пожалуйста.
Итак, девять рассказов Сэленджера. В принципе, все они написаны в схожем стиле - сначала читатель внезапно врывается в жизнь случайных людей, затем проникается обстановкой, начинает понимать - и принимать, - персонажей, но после непродолжительного накала всё резко заканчивается. Всё. Что будет дальше - неизвестно (хотя, если честно, уже не так уж важно). Обидно только, что этих главных персонажей мы уже никогда больше не увидим, ведь каждый из них обладает чем-то особенным и, вообще говоря, абсолютно неповторим. Более того, такая неповторимость персонажей сразу вызывает к ним здоровую симпатию.
И почему-то не пропадает ощущение, что все они, несмотря на всё свою живость, не существуют. Просто не может быть такого, чтобы люди себя так вели, да и существовали вообще. К сожалению.24