Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в шести томах. Том 5. На восток от Эдема

Джон Стейнбек

  • Аватар пользователя
    laonov13 мая 2016 г.

    Ночной фонарь, дерево и дом, на стене которого призраками мотыльков пульсируют рваные тени листвы.
    Тени вечной библейской истории о противостоянии братьев, отцов и детей, легли на наше время. И снова повторились "Ночь, улица, фонарь.."
    Как и в "Карамазовых" Достоевского, в тональности которых и развёртывается роман ( правда, в нём ещё чувствуется смысловая и сюжетная оскоминка "Гамлета"), фамилия одной из семей также несёт на себе глубинный смысл : Гамильтоны. Отсылка к поэту Мильтону, и его поэмам "Потерянный и возвращённый рай". ( Если бы я умел писать адекватные рецензии, я бы больше внимания уделил этой замечательной семье, особенно Тому - который кажется повзрослевшим Томом Сойером -, его отцу и сёстрам. А поскольку во мне больше от "Каина", то "Каинову" я и уделю больше внимания.)

    Но есть и другая семья, в которой "мильтоновские" страсти обнажены до предела : Траски.
    Примечательно, что Гамильтоны, по видимому, являются потомками "Каина", на что намекает кузнечное дело отца, а это значит, что Каин сокрыт даже в потомстве "Авеля", и наоборот : почти по Достоевскому, у Стейнбека, в сердце каждого борются Авель и Каин.
    Основная трагедия главных героев в том, что они находятся не на своём месте : заживо замуровываются таланты и предназначения в человеке, и из за влажной штукатурки дней ли, обстоятельств, доносится глухое стенание судьбы.
    Далее начинается витражность впечатлений от этой дивной "Саги"

    Два сводных брата - Адам и Карл, как образы Авеля и Каина ( интересно, на что этой "сводностью" намекает Стейнбек ? Правда, потом у Адама будет два сына - Арон и Кайлеб, но это уже нечто эховое)
    Подарки отцу и ревность Карла. Избиение Карлом Адама ночью на дороге. Карл возвращается с топором, но Адама нет, он замер в реке, в которой когда-то утопилась его мать. Адаму больно, но ещё больнее и обнажённее он переживает страдания и мятежное сердце Карла. Он как бы расширяет орбиту своей личности, и начинает жить за двоих, мучаясь тем, чем должен был мучиться Карл ( до боли знакомо!).
    Иногда качество произведения измеряется количеством тех обжигающих холодков, которые у нас пробежали по спине от соприкосновения с вечным.
    Когда за изувеченным Адамом ухаживала его мачеха, говоря о том, что Карл хороший, просто его не знают, и рассказывая, как он делал ей тайные подарочки, Адам молчал : это были его подарки, его жажда по материнской ласке ( и спину и грудь обожгло холодком!).

    Н-да, дурацкая затея с "витражностью впечатлений"..
    Пойдём другим путём : ступеньки сердцебиений... Заносишь ногу на последнюю, фантомную ступеньку, думая, что лестница ещё не кончилась, и сердце как-то жутко и темно опадает..
    Ну да, есть бессердечные люди, есть даже сердечно отсталые ( вот только умственно отсталых лечат, строят им дома, а у этих словно уже разрушили все их дома, и они разбрелись по миру), но есть и люди, для которых красота и сердечность - порок, т.е. то, что их отрицает, убивает.
    Они живут в каком-то негативе жизни, видя в ней лишь себе подобное, лишь оскалы рифов жизни, отмели жизни, которые мы не всегда замечаем в себе, и на которые они толкают наши жизни и сердца, разбивая их.
    Это об инфернальной Лилит этого романа - Кейт.
    Что бы вы сделали, если бы самая чёрная и порочная искорка чувства, которая есть в каждом из нас, вдруг звёздно приблизилась, обожгла, обняла, и выплеснулась тенью через границы тела, став человеком, замуровав в себе частичку души?
    Интересно, если бы Достоевский придал своему Смердякову чуть большую волю и холодный блеск красоты Ставрогина, смогли бы мы его так же легко презирать? Стейнбек создал идеального "Смердякова" в образе женщины, которую может и хочется пожалеть, обнять, но выдержим ли мы её объятия ? Для этого может понадобиться 2-3 жизни, а у нас всего одна. Женщина-сатана... но зло бесполо, оно вообще не имеет образа, оно, как и смерть - безобрáзно. Оно чувствует себя наизнанку, с самого краешку, вечно соскальзывая в ... разврат : к хаосу рождения, к кошмарам начала жизни ( у Кейт он почти по словам Верховенского из "Бесов" : " мы устроим такую раскачку и разврат, что мир содрогнётся")
    Ночные бабочки, судороги света фонарей и окон.. Ощущение тьмы мира как части тебя. И этой тьмой в тебе все мерзко пользуются, скрывая ото всех. Желание сжечь мир и своё отражение в нём.
    Думается, что Стейнбек впервые подошёл к природе зла, как к нечто детскому, поруганному : тёмный и кричащий свет, мстящий себе и миру ( миру в себе и т.д.) за то, что мир такой, что Бог слаб, что оно уже родилось таким и несёт на себе грехи прошлого, других, "Каина" - De profundis !

    Так-с, как следствие сильного впечатления от романа, у рецензии наблюдается "аритмия". Нужно успокоиться..
    Да и как можно спокойно охватить одну из лучших семейных "саг", похожую на широкую реку, увлекающую по течению небо и звёзды, влюблённости, безумства, детскую душу и смех?
    Через весь роман закатной нитью проходят слова Бога к "Каину", которые у разных народов звучат по иному " Ты будешь господствовать над грехом", " Ты должен..." . Но в итоге, истинное значение этих слов находит замечательный персонаж - китаец Ли ( символика этого персонажа вообще удивительна : из страны "дракона", состоит поваром у Адама, носит змеевидную косичку и т.д.)
    Лишь от человека, от соучастия душ, зависит последний выбор между добром и злом в человеке и в мире.
    И этот образ восточного человека не случаен : западная цивилизация растушёвывает личность ( может, именно эта нотка в романе и привела к его прохладному приёму в США), тогда как восток по прежнему колосится вифлеемскими лучами зари, обещая красоту и надежду.
    Во всяком случае, душа- одно из земных имён Эдема. а от души нам никуда не уйти, какое бы чёрное солнце не полыхало за нами, и какой бы бледной и бескрылой тенью не порывалось тело на восток от Эдема.

    23
    399