Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

О дивный новый мир

Олдос Хаксли

  • Аватар пользователя
    Аноним11 мая 2016 г.

    Олдос Леонард Хаксли (1894-1963) – английский писатель, новеллист и философ. Хаксли не воздвигал культ Фрейда, как делали его современники, напротив, в своих книгах 20-х годов он часто смеялся над его подражателями. «Искусство Хаксли импонировало английской интеллигенции «потерянного поколения» тем большим мастерством, с которым писатель умел опрокидывать авторитеты, зло и остроумно показывать их настоящую цену, выворачивать наизнанку привычные представления». Хаксли шел от реалистической традиции, но в 30-х годах он порвал с традицией классиков. Война так и осталась для него страшной катастрофой, которая уничтожила те духовные ценности, на которые этот строй, как он считал, издавна опирался. Как раз осознание войны 1914-1918 гг. в виде грандиозного обмана и сблизило Хаксли с писателями «потерянного поколения».
    В 1932 году Хаксли пишет роман-антиутопию «О дивный новый мир». Интересно, что это произведение написано в полемике с утопическим романом «Люди как боги», о котором мы говорили ранее. Несмотря на то, что книга вышла еще в 1932 году, она не только до сих пор не потеряла своего значения, но еще и приобрела большую актуальность. Прежде чем говорить о проблемах, поднятых в этом произведении, стоит обратить внимание на то, что похожая идея для модели государства была высказана мистером Скоуганом в первом написанном Хаксли романе «Желтый Кром» (1921). Он говорил о том, что будет существовать Рационалистическое государство, в котором будут обитать три главных вида человека: руководящие интеллектуалы, фанатики и стадо. «Элита интеллектуалов, выбранных из тех, кто занялся решением практических проблем, - вот кто будет править Рационалистическим государством». В произведении «О дивный новый мир» идет отсчет нового летоисчисления эры Форда. Любопытно, что у Олдоса Хаксли мы видим отсылки к реально существовавшим людям. Так например, эра Форда называется именно так из-за того, что автор сделал Генри Форда, который изобрел Форд Т., символом общества потребления. Люди в эру Форда не рождаются традиционным путём, а выращиваются в бутылях на специальных заводах — инкубаториях, что мы наблюдаем, когда посещаем экскурсию на первых страницах. Только в этом романе количество таких категорий очень большое — от «аль¬ф», обладающих максимальным развитием, через «бет», «гамм», «дельт» и далее по алфавиту — вплоть до «эпсилонов» с наиболее примитивным развитием.
    Девиз Мирового Государства: «ОБЩНОСТЬ, ОДИНАКОВОСТЬ, СТАБИЛЬНОСТЬ». Но это вовсе не значит, что в этом мире есть место равенству. Его, в принципе, не может быть, так как судьба единицы изначально, ещё до рождения, определяется плановой необходимостью. Так же ни о какой свободе слова не может быть и речи, хотя, на первый взгляд, кажется, что в этом мире можно все: беспорядочные связи, никак неограниченные моралью, а даже наоборот покоряющиеся, ощущательный кинотеатр или сома - наркотик, не наносящий абсолютно никакого вреда организму. Хаксли поднимает проблему инакомыслия, которую очень ловко решают в эту эпоху: «проблема «изъятия» таких инакомыслящих (ими могут стать только «альфы») решается наиболее гуманно; «нежелательных» граждан высылают «на острова», в общество им подобным самостоятельно мыслящих людей» . Работа с подсознанием сделала свое дело. Ссылка воспринимается как страшное наказание, но есть наказание страшнее - резервация в Мексике. Там живут люди, во всех возможных смыслах не относящиеся к новой цивилизации и по этой причине лишённые её благ. Именно оттуда прибыл в дивный новый мир персонаж, который позже обошел Бернанда и вышел на первый план, — Дикарь.
    Хаксли показывает бунт природного человеческого духа против рационального, искусственно созданного, механизированного, бесчувственного мира потребления. В данном случае Дикарь – это и есть тот дух, который не понимает, мечется в сомнениях, презирает этот новый мир. В нем живет внутренняя совесть, истинная человеческая сущность, которая заставляет Дикаря кричать от внутренней боли на Линайну: «Беги, - крикнул он, грозно высясь над нею. – Прочь с глаз моих, не то убью. – Он сжал кулаки» . Ведь он был готов жертвовать для нее, добиваться ее, воспитывать себя, преодолевать сложности, а она оказалась настолько доступна, что он не мог не злиться. Он еще до конца не осознавал, что этот «дивный» мир весь такой. Дикарь пытается еще раз достучаться до людей из этого нового мира: «Я пришел дать вам свободу!» - говорит он и пытается сорвать раздачу государственного наркотика — сомы. Но его попытки тщетны и люди его просто не понимают.
    Автор показывает нам еще одну важную проблему на примере взаимоотношений Линды и Дикаря. Эра Форда – то время, когда дети не воспитываются в семье, но мы можем видеть, какой ужасной матерью может быть женщина, если ее не научили ответственности, заботе о ком-то другом и выражать свою любовь. Линда, с самого детства жила в свое удовольствие и, подобно всем в этом обществе, никогда не сталкивалась с проблемами жизни, но судьба решила все за нее и на ее пути случились печальные события. «Но я же Джон! Я Джон! – И в страдании, в неистовстве своем он схватил ее за плечо и потряс» - эта сцена невольно заставляет проявить огромное сочувствие к Дикарю, внутри которого кричал маленький ребенок, который хотел быть любим мамой, а не так безжалостно отвергнут, как это произошло на самом деле.
    Так же мы видим образ Верховных Контролеров. Они кукольники, которым доставляет удовольствие управлять людьми, делая вид, что они жертвуют для них своим счастьем, так как уже никак не могут войти в разряд «счастливых младенцев». Их пониманию доступ¬но все, что доступно обычному «неадаптированному» человеку, в том числе и осознание той самой «лжи во спасение», на которой построен «дивный новый мир». Их пониманию доступен даже запрещенный Шекспир: «Видите ли, это запрещено. Но поскольку законы издаю здесь я, я могу и нарушить их» .
    Больше всего в этом произведении поражает прогнозирование будущего. Тогда, в 1932 году, не многие бы смогли предсказать проблемы нашего современного общества. Навязанная с детства реклама, словно тот голос, что нашептывал младенцам разные слова. Распространение массовой литературы и не очень качественного кино и другие факторы влияющие на наше развитие. Хаксли поставил диагноз нашему времени, но и намекнул, как его вылечить. Нужно выбирать то, что заставляет наши мозги работать, а нашу душу — переживать настоящие искренние чувства.

    3
    44