Рецензия на книгу
Полное собрание трагедий в одном томе
Еврипид
Аноним7 мая 2016 г.маленькими шагами к пониманию...
Я недавно услышал любопытную историю: ещё до трех великих представителей античной трагедии (Эсхила, Софокла и Еврипида), один из поэтов, звали его Фриних, поставил трагедию про взятие персами Милета. Она получилась удачной, да настолько, что затронула многих, а некоторые зрители, которые были наиболее чувствительные, начали рыдать. На первый взгляд, это грандиозный успех. Но, как оказалось - вовсе нет. Автора совсем не похвалили, наоборот, его оштрафовали и сняли с соревнований. Обусловленно это было тем, что он напомнил жителям Афин несчастье, которое постигло их соотечественников.
До этого момента, как услышал эту историю, я считал, что если трагедия, то обязательно всё должно быть трагично, все несчастны и заканчиваться безусловно должно плохо. Поэтому искренне удивлялся счастливым концам пьес у Эсхила, у Софокла и у Еврипида. Ну может не совсем счастливым, но уж точно не плохим.
Что касается самого Еврипида и его творчества, то до нас дошло 18 его пьес. 17 трагедий и 1 сатирова драма, иначе говоря - игривая трагедия. Между прочим, единственная в своем роде, добравшаяся до нас целиком. В ней повествуется о том, как Одиссей со своими товарищами попали на остров к Циклопу. Думаю эта драма заставит улыбнуться любого. Заставила и меня, но так же она сломала мне один образ. Образ циклопа.
Циклоп
Довольно с нас и этого, чтоб ночь
Нам усладить. Вообще предпочитаю
Я мальчиков другому полу....Силен (в ужасе)
Как? Я — Ганимед Кронида? Что ты? Что ты?
(Пытается вырваться)Циклоп
Сын Дардана... И им я завладел.
(Показывает старика зрителям)Силен
Ой смерть моя... Как вынесу я это?Циклоп
Отталкивать любовника за то,
Что выпил он... Капризничать... Ну нетЕсли честно, никогда не подумал бы о том, что циклоп - гей. В детстве я представлял его себе другим. Надеюсь Одиссей ничего не утаил о своем спасении.
Если рассматривать трагедии Еврипида, то мы увидим знакомые нам сюжеты: "Орест", "Электра". Сюжеты, которые дополняют нам трагедии Софокла и Эсхила: "Елена", "Ифигения в Тавриде", "Ифигения в Авлиде", "Умоляющие". Сюжеты, которые не дошли или которых не было у других трагиков: "Ион", "Медея", "Ипполит", "Вакханки".
Слог Еврипида стал приятнее, насыщенней. Персонажи более человечны. Все таки у Эсхила идет акцент на титанов, у Софокла люди показываются выше, чем они есть. А персонажи Еврипида более приземленные.
У Еврипида есть несколько приемов, которые он любил использовать. Быть может, он являлся новатором и самолично ввел их, может заимствовал у предшественников, не знаю. В большинстве пьес он использует такой прием. Ближе к концу один из героев уходит, с ним что-то случается, затем приходит вестник/слуга/другой герой и пересказывает это событие. Это является кульминацией или подводкой к ней. Если перенестись на театральную сцену, то именно этот момент, по моему мнению, должен быть сыгран наиболее ярко и эмоционально. Заставить зрителей сопереживать и чувствовать. Особенно важна игра актера, который получает долгожданную/неожиданную весть.
Еще один метод, который использует трагик, это так называемый "deus ex machina". Если честно, в ходе чтения я его не заметил и узнал о нем совершенно случайно. Суть этого приема заключается в том, что в развязку пьесы вмешивается новый фактор, который изменяет ход сюжета и приводит к совершенно неожиданному концу. У Еврипида таким фактором были Боги. Поэтому я его и не заметил, так как в моем понимании появление Богов в работах эллинских поэтов/трагиков это будничное событие.
Если я что-то нахожу об Одиссее, то обязательно упоминаю это в тексте. Так получается, что это в основном негативное. У Еврипида Одиссей упоминается в нескольких пьесах. В основном в образе нейтрального персонажа. Но в некоторых случаях трагик устами своих героев произносит довольно колкие фразы:
Исчадие Сисифа, он хочет славы, он лукав.Эти слова принадлежат Агамемнону, человеку который не испытывал к Одиссею неприязни. Излишней ненависти и грубости в них нет, да и сказаны они, скорее всего, были на эмоциях. Но, если он произнес эти слова, значит они были у него в голове.
Слова Гекубы в сторону Одиссея понять можно. Троя пала, Одиссей один из главных виновников. В добавок ко всему жребий сделал её рабыней царя Итаки:
Жребий меня лукавому
Отдал в неволю зловерному:
Права не знает он, бог не страшит его,
Змей подколодный он, гневом согласие
Царь Одиссей творит, сума переметнаяЯ думаю, что Еврипид вполне мог считать Одиссея лукавым, так как в разных пьесах, разными героями говорит об одном и том же.
В конце, в двух словах, я хочу подвести своеобразный итог. Он касается Еврипида только на треть, но я думаю именно в этом месте он будет смотреться наиболее логично.
Пьеса, которая произвела на меня наибольшее впечатление в эмоциональном плане:"Филоктет" Софокла.
Самый лучший сюжет по моему мнению остается за cофокловским Эдипом.
Более красивое и приятное повествование у Еврипида.
Поэтому я выделю Софокла, как лучшего трагика этого периода. Да простят меня почитатели Еврипида, особенно те, кто считает его древнегреческим Достоевским.
594