Рецензия на книгу
Улетающий Монахов
Андрей Битов
Аноним6 мая 2016 г.Жил-был обычный человек
"Слава безумцам, которые живут себе, как будто они бессмертны, — смерть иной раз отступает от них." © Обыкновенное чудо. Евгений ШварцРоман состоит из шести глав, описывающих последовательные эпизоды/выдержки из жизни Алексея Монахова. Названия глав (ДВЕРЬ/САД/ОБРАЗ/ЛЕС/ВКУС/ВЗГЛЯД)показались мне слишком простыми. Публиковались эти главы автором порознь как самостоятельные произведения и затем уже были собраны вместе.
Дверь - это период жизни проведенный Монаховым в подъездах под чужими дверями. Сад - это сад счастья и любви. Образ - защитный костюм, одетый, как казалось ему, на всю оставшуюся жизнь. Лес - я бы даже сказала бурелом условностей и препятствий, содравший весь защитный маскарадный костюм/образ. Лес также отражает связь поколений и взаимосвязанность поступков, например сравнения отношений поколений с умирающим деревом, которое отдает все силы живому социуму лесного мира в момент смерти и т.д. . Вкус - период осмысления прожитой недлинной бессмысленной жизни, период размышлений и самоистязаний.
"Господи! может ли прийти в голову мысль, хоть одна, которой я еще не думал. Я ими всеми уже думал...".Взгляд - некое объяснение притягательности Монахова.
В-общем книга про Монахова, он же центр вселенной, он же пуп земли. Второстепенные герои практически не запоминаются. Родственники не имеют имен (бабушка, первая жена, вторая жена). Монахов затеняет их своим "Я". Хорошо прослеживается это в момент смерти и похорон бабушки.
"Он про нее не помнил, он про нее знал"Монахов настолько наивен и прост, что даже не верится. Он все время надеется, что вот наступит момент когда он сможет любить и войти в светлый сад счастья со своей любимой. Этой надеждой в светлое будущее он и притягивает Асю. Она же возведена в мыслях Алеши до уровня божества, но это только в его голове. Все намного банальней, но влюбленный Монахов слеп, глух и безрассуден. Я вот честно не понимаю, что происходит в головах молодежи, почему они теряют всякую способность рационально мыслить и поступать. Однако, гормоны!
Ну вот же сад счастья и любви! Радуйся, ликуй Монахов! Но теперь становится не интересно, да и для Аси он теряет свою привлекательность, ей он без тайн совсем не нужен. И все разлетается на мелкие осколки, да так что они оба прячутся по своим норкам зализывать душевные раны.
Автору явно симпатично творчество Германа Мелвилла и он в тяжелый момент для Монахова подсовывает страницы из "Моби Дика".
"все что он читал, было так осязаемо, просто и точно; в то же время немучительно, так легко и умно, а прочел он не более 100 страниц от начала, все так медленно, но не нудно разворачивалось, собственно ничего еще и не развернулось"Неоднократное возвращение к книге Мелвилла должно было показать, что герой совсем не глуп и способен принимать решения. Моменты философских цитат из книги подчеркивают нелепость поступков Алексея и еще больше усиливает антипатию к главному герою. Характер героя безусловно прописан гениально и отношение к нему в течение чтения книги не меняется. Инфантильный Монахов не вызывает к себе ни жалости, ни симпатии, ни сострадания в любой момент чтения книги. Монахов просто пролетел все важные моменты своей жизни.
Внезапность кражи облигаций показывает абсолютное непонимание жизни Монаховым, нужны были деньги и он просто их взял. Ему повезло, его кражу раскрывают его же родители и заставляют вернуть деньги, а в голове у Алеши уже появляются грезы о своеобразной ... мести. И вообще он живет в центре вселенной, позволяя любить себя и заботиться о себе. Сомнения в неправильности отношения к жизни конечно же у него закрадываются
"...откуда же любовь: не от любимой же, такой случайной и крохотной, и не из него же, тоже чрезвычайно небольшого, а если не от нее и не из него, то откуда же?"Но вероятно воспитание и восприятие мира не позволяют ему жить по-другому.
"Ему представлялось, что поставлен огромный спектакль, потребовавший усилий всего мира, и он — главное действующее лицо. Будто он принц на самом деле, будущий властитель всей земли. Все это знают о нем, и все молчат и продолжают разыгрывать этот спектакль для него. Словно бы надо воспитать его в неведении в этом спектакле и потом, в какой-то момент, объявить ему, кто же он на самом деле. Это далекий финал, немая сцена — и все оказываются твоими слугами, подчиненными…"Вообще абсолютно ВСЕ Монахову кажется простым, а трудности он просто обходит стороной.
"Он снова поймал себя на том, что идет в обход."
"Особому анализу он, впрочем, не предавался, идя в обход, это уже было не в первый раз, привычно."Так и жил Монахов, тихо плывя по течению, иногда взбрыкивая, вздрагивая и реагируя непонимающе на чью то смерть.
"Если вам все время подсовывать то икру, то новый самолет, не мудрено не только смерть, но и жизнь — не заметить."И как все мы, задает Монахов вечные вопросы о смысле жизни.
"С другой стороны, не хуже, чем у других, это у него было: мать жива, дети здоровы, жены несчастны, но тоже здоровы, и все у них есть, а когда они были бы счастливы, интересно знать!"А дальше... Дальше все как у всех...
Каждый заслужил свое надгробие.Написано в рамках Долгой прогулки 2016, команда Сибирские ведьмы
3229