Рецензия на книгу
Зеленая миля
Стивен Кинг
Lacrim_Verloren6 мая 2016 г.О, как же я люблю предисловия авторов! По крайней мере, те, что встречал у Кинга и Геймана. Благодаря этим предисловиям не только автор становится ближе к читателю, но и само произведение смотрится иначе. В частности, "Зеленая миля".
Эту вещь я хотел прочесть давно, поделив для себя творчество Кинга на "просто ужастики" (вроде "Кладбища домашних животных", прочитанное мною еще в детстве и не зацепившее), цикл "Темная башня" и "нечто серьезное". Деление это конечно очень и очень условное, поскольку в "нечто серьезное" попадает все, кроме ужастика ради ужастика, так что "Зеленая миля" и "Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка" в моем представлении находились на очень высокой ступени. Впрочем, куда именно относить ту или иную книгу, можно решить лишь после прочтения.Так вот, возвращаясь к "Зеленой мили": когда я думал ее прочесть, то даже не предполагал, какое удовольствие я от нее получу! И без предисловия вряд ли бы насладился историей настолько. То есть и сама по себе история хороша, но сначала хочу поговорить о форме.
"Зеленую милю" Кинг писал в рамках эксперимента, так что она вышла не сразу полностью, а появлялась в течение определенного промежутка времени по частям. И если при чтении книги помнить, что в свое время читатели получали только часть романа, что они испытывали, когда читали эту часть и когда доходили до ее последней странице, то в очередной раз можно восхититься мастерством Кинга. Это у нас уже целая книга, так что, закончив часть, мы можем просто перелистнуть страницу и читать дальше, а не перелистнуть, поверьте, нельзя. Обычно я стараюсь дочитывать до конца главы (и уж тем более части), прежде, чем отложить книгу и заняться чем-то другим (или лечь спать), но тут столкнулся с проблемой, что прерваться в середине главы мне куда проще, чем в конце. Отложить книгу, когда появляется заголовок "Часть такая-то" тем более оказалось невозможным. Кинг писал эти части так, что заканчивались они на самом интересном (о, бедные читатели, которые были вынуждены покупать брошюры!) и кроме того в середине текста он оставлял крючки, на которые так и ловилось любопытство (а именно, сообщал кое-что из событий, что только будут, но так, что интрига все равно сохранялась). И при этом стоит помнить о том, что предыдущие части уходили в тираж, так что вернуться к началу и что-то подредактировать у Кинга возможности не было.
Осознавать все это и видеть, как именно автор играет с читателем — о, это само наслаждение!Что же касается самой истории... В ней у Кинга так же присутствует мистический аспект и оттого мне вспоминается, как некоторые считают, что жанры вроде "фэнтези" или "мистики" не могут быть серьезными. Как будто не думают, что через фэнтези или мистику можно лишь нагляднее подчеркнуть моральные проблемы общества. Вот и в "Зеленой миле" (не берусь говорить, что Кинг именно этого и добивался, в предисловии ничего подобного сказано не было, так что это чисто мое мнение) проблема невинно-осужденных лишь сильнее подчеркнута из-за особого дара Коффи. Смог бы Кинг написать это столь же пронзительно, не используя мистики? Думаю, что вполне, но с наличием мистики история выглядит особенно остро. Лично мне по душе подобные приемы, так что "Зеленая миля" действительно соответствует той ступеньке, на которую я поставил ее заочно.
Кроме предисловия (интересно, а была ли редакция "Зеленой мили" без оного?) имелось еще и послесловие. Написано оно было еще после выхода второй части, так что Кинг там говорит, что не представляет, как эта история будет выглядеть под одной обложкой, если и будет когда-нибудь. По его мнению просто сшить их вместе было бы нельзя, но, поскольку никаких других послесловий о шедшей редактуре не имеется, думаю, что они вошли в единую книгу без изменений. И да, произведение смотрится очень даже органично, не смотря на то, что имеются повторы, фактически копи-пасты эпизодов, являющихся концом предыдущей и началом новой частей. Кинг умудрился сделать для этого прекрасный обоснуй. Таким образом книга для меня стала не только прекрасна по содержанию, но и доставляющая небывалое удовольствие от формы.
1463