Рецензия на книгу
Та сторона, где ветер
Владислав Крапивин
garetty5 мая 2016 г.Владислав Крапивин "Та сторона, где ветер"
Обещала этот отзыв больше самой себе, потому что надо как-то уложить в голове впечатления. Повесть Владислава Крапивина "Та сторона, где ветер" очень меня зацепила. Как-то рылась в рецензиях, искала, что читать дальше после трилогии "Паруса Эспады". И увидела вот эту обложку! Картинка как-то по-особенному отозвалась внутри, альтернативы уже не было, начала искать книгу.
На мой взгляд, сюжет на этой обложке выбран идеально: Генка и Владик на крыше, пускают воздушных змеев. Есть ещё варианты обложки с одним Владиком, и со всей честной компанией на парусной лодке. Но - не то. Потому что центральная линия событий в книге всё-таки о том, как изменилась жизнь Генки и Владика после того, как они познакомились.
Генка - грубиян и двоечник, ещё немного, и останется на второй год, потому что нет никакого желания учиться летом, когда все ребята пускают змеев. Генка упрямый, с характером, но из-за учёбы у него постоянные ссоры с родителями. Зато товарищи его слушаются, знают, что лучше не спорить. И вот такой дикий человек вдруг встречает слепого мальчика, и весь его привычный взгляд на мир переворачивается.
Владик слепой не от рождения, а из-за несчастного случая в раннем детстве. Он живёт с отцом, мать от них ушла, как только узнала, что её ребёнок стал инвалидом. Но сам Владик не может смириться с тем, что он не такой, как все. Он ходит в обычную школу, ездит на велосипеде, пускает воздушных змеев. У него есть мечта стать метеорологом, и несгибаемый, упорный характер. Только друзей у него нет. Встретив Генку, Владик тоже начинает открывать для себя новый мир.
На эту центральную линию взаимоотношений нанизываются другие сюжетные линии, и очень серьёзные проблемы. О том, как обычный мальчишка-раздолбай (Яшка Воробей) может стать героем, ценой своей жизни спасши двух малышей. О том, как трудно детям в неполных семьях (Илька и Владик), и как они тянутся друг к другу, внутренним чутьём понимая похожесть ситуации и стараясь друг друга поддержать. О том, что ради друга можно преодолеть свои страхи и совершить невозможное (Генка). Хорошо показаны не только ребята, но и их родители. Разобщённость и непонимание в Генкиной семье, постоянное напряжение отца Владика, горе в семье Воробья. Тут тема такая: любовь родителей и стремление понять своих детей способно решить любые проблемы взаимоотношений. Но если взрослый предал ребёнка, тот может не простить и навсегда отвергнуть даже самого родного человека.
Есть в этой книге и ещё одна тема, которая меня сильно зацепила, и о которой пишут очень редко. Проблема адаптации к нормальной жизни бывшего инвалида. Владику сделали операцию, он стал видеть. Мечта, казавшаяся ранее невозможной, сбылась! И что же? Мир стал другим, и мальчик потерялся в этом новом мире. Теперь он такой же, как все. Но он, по сравнению со своими друзьями, почти ничего не может: заново учится рисовать и писать, злится на себя за эту неумелость, и отвергает все свои прежние мечты. Но он всё такой же гордый и упрямый, и целеустремлённо идёт к новой жизни. Нельзя отчаиваться, потому что рядом друг, которому он нужен.
Линия Ильки тоже просто потрясающая! На его примере ясно видно, как формируются идеалы малыша. Какие события и как на него влияют, тут и отношения с матерью, с товарищами, первые уроки самостоятельности. Илька каким-то особым чутьём угадывает, хороший человек или плохой, по вроде бы безобидным поступкам составляет верное мнение. Поступок Яшки становится для малыша определяющим дальнейшее жизненное направление. Тут тоже, есть о чём поразмыслить.
В общем, книгу читать стоит. Хоть она и сложная по проблематике, но написана легко, читается влёт. Разумеется, после книги я тут же разыскала в сети экранизацию, чтобы сравнить. Это двухсерийный фильм по сценарию самого Крапивина, так и называется: "Та сторона, где ветер". На ютубе есть.
Теперь немного о фильме. Впечатление от него странное. С одной стороны, сохранена атмосфера, идеально подобраны актёры, прекрасное музыкальное сопровождение. А с другой, - чувство затянутости и разорванности, словно в фильм не вошли какие-то важные моменты из книги. Не знаю, почему у меня возникло такое чувство. Все основные сюжетные линии сохранены. Есть там, конечно, нестыковки, когда из дома герой выбегает в одной одежде, а к месту действия прибегает в другой. Или когда Генка и Илька встречают Владика с поезда в осенних куртках, и в этот же день все трое носятся в летней одежде. Но это, скорее, просто забавно, на моё впечатление о фильме повлияло не это. Может, режиссёру просто не удалось дать яркие акценты? Фильм снят линейно, по сюжету книги. Но кинематограф - это совсем другой вид искусства, в нём, кроме фотографической визуализации, должно быть что-то своё. Не знаю. Мне трудно сформулировать мысли на эту тему.
А вот что сам В.П.Крапивин пишет о фильме: "Автор не считает эту постановку удачной, ему кажется, что ключевые эпизоды были сняты вяло и невыразительно. Тем не менее, он отдает должное прекрасной игре многих юных и взрослых исполнителей." (цитата найдена на сайте автора)
11872