Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Возвращение Чорба

Владимир Набоков

  • Аватар пользователя
    Аноним3 мая 2016 г.

    Горькая сладость

    Рассказы Владимира Набокова похожи на гроздь ярко-красной рябины. Алые ягодки такие сочные, такие ощутимые, смотришь — и жаждешь дотянуться, сорвать, попробовать. И вот, гроздь в твоих руках, одна из ягод лопается, неловко приплюснутая большим пальцем, и алый сок течет по руке, вынуждая его испить. И вот твои зубы обхватывают ягоду с двух сторон, отсоединяют от черенка и ягода лопается на языке. Невыносимый гадкий терпкий вкус горечи! Сплевываешь красную кожицу, пытаешься сглотнуть, а внутри стоит обида — неужели такая прекрасная ягода может давать такую отчаянную горечь?

    Вот и рассказы Набокова, что рябина, — обернуты в замысловатую игру слов, пропитаны прекраснейшими эпитетами, текст похож на художественную картину или на праздничный стол: здесь столько цветов — и гранатовый, и персиковый, и фиалковый... А позже раскусываешь рассказ — продвигаешься к финалу, к развязке — и чувствуешь горечь от невыносимости этого бытия: горечь утраты, горечь измены, горечь болезни под названием любовь.

    Хочется обо всём и по чуть-чуть, поэтому в двух словах о пятнадцать рассказах.

    «Возвращение Чорба» — о том, как медовый месяц может обернуться трагедией.
    «Порт» — о случайной «портовой» встрече с той, с которой были близки когда-то в прошлой жизни.
    «Звонок» — про позабытые родственные связи и то, насколько близкие люди могут быть чужими.
    «Письмо в Россию» — о прошлом и о России, которых больше не вернуть.
    «Сказка» — булгаковские фантасмагорические мотивы и хитрое исполнение желаний.
    «Рождество» — страшно о том, что любой человек, даже самый маленький, смертен.
    «Гроза» — про богов-людей и то, как литература может проникнуть в жизнь, изменив взгляд человека.
    «Бахман» — о великой любви до гроба и о самопожертвовании.
    «Путеводитель по Берлину» — про уходящее мгновение прекрасного города, оставшееся в тексте, а значит в вечности.
    «Подлец» — высмеивание дуэли в заграничной берлинской жизни, дуэль не будет существовать без России.
    «Пассажир» — про спор критика с писателем и про то, как можно выудить историю даже из носка (поэтическое описание носка достойно прочтения, оно занимает целых полстраницы).
    «Катастрофа» — ночь, улица, трамвай... нелепая случайность...
    «Благость» — даже в самой грустной ситуации можно найти что-то светлое, если сконцентрироваться не внутри, а вовне.
    «Картофельный эльф» — о невозможном счастье, которое возможно лишь благодаря смерти.
    «Ужас» — про горе, которое спасает нелепое человеческое существо от мыслей о бессмысленности бытия.

    Если коротко, то так. Если длинно, то нужно читать.

    Читать обязательно, во-первых, чтобы понять, как становятся великим писателями, ведь именно в этих рассказах можно уловить первые шаги мастера, а во-вторых, чтобы увидеть в писателе живого человека со всеми мыслями-чувствами, со всем невыносимым багажом памяти-истории-жизни, со всеми мелочами и нелепостями. И найти в этом себя.

    Это так важно — найти себя в том, кто останется в мире навека и будет своими текстами рассказывать обо всех-всех людях с их маленькими горестями и слабостями, с их радостями и невыносимой прекрасной любовью, с их мгновениями и моментами, о том, что умрёт, но благодаря словам останется вечным. За это нескончаемое спасибо и вместо громких аплодисментов минута молчания.

    11
    190