Рецензия на книгу
Человек, который принял жену за шляпу
Оливер Сакс
Аноним2 мая 2016 г.Осознанность
Спойлеры. Хотя возможно ли вообще говорить о спойлерах в книге без интриг и сюжета?
Эта книга подарила мне осознанность, я стала крепче стоять на ногах.
Мой интерес к этой книге появился с первых строк. Сакс пишет не сухо и не уходит в собственные переживания, не проживает трагедии, наблюдая за пациентами отстраненно-сочувственно, потому что лично его эти истории не касаются. Он выступает и врачом-исследователем, и зрителем человеческой драмы. В отличие от тех же "Записок юного врача" Булгакова, в которых автор был действующим лицом, Сакс - константа, он не меняется на протяжении всей книги, и мир по касательной проходит мимо. Точка касания - диагноз, лечение, мысли, которые дарит пациент. Сакса интересует изменение личности, и поэтому, возможно, многим тяжело читать о крушении и деградации людей, потерявших свое естество, ощущение присутствия в реальном мире. Болезненны и моменты "упорядочивания хаоса" больным, попытка (иногда и неосознанная) привести себя в норму, вернуться к жизни, "создать смысл". Но Саксу удалось не сделать из трагедий людей мыльную оперу. Вы не будете плакать, читая эту книгу, но у Вас будет одновременно и тяжело, и легко на душе. Легко - не от бездушия или облегчения, что Ваша жизнь лучше, нет - Вы почувствуете себя в этом мире. Вы узнаете, что память, ощущение тела и Ваша личность, проекцией которой служит Ваше лицо (которое многие хотели бы изменить, как это ни странно) в первую очередь - это все, что у Вас есть. Вы почувствуете себя привязанным к земле, но это будет приятное осознание, никак не идущее вразрез с понятием свободы. Вы привязаны к миру - и этим самым Вы обретаете свободу выбора.
Эго человека... есть прежде всего эго телесное.Собраны здесь размышления не только о болезни, возникновение которой у нас мы неосознанно отвергаем, но и о старости, которая ждет нас.
Все мы изгнанники из собственного прошлого.Осознание того, что все пройдет и многое забудется вынуждает описывать анализ своей жизни на бумаге в надежде, что мы вспомним наше прошлое - вспомним себя в былые времена.
У меня не было сомнений о роли искусства в нашей жизни, о беспредельной живой силе музыки, но Сакс показал мне и то, что музыка окружающего нас мира (неважно, в какой форме: математической или иной) - это то главное, что позволяет нам быть людьми.
Особенно интересной мне показалась глава "Речь президента", еще раз подтвердившая тот факт, что мы перестали слышать ложь, она глубоко проникла и оплела нашу реальность, и лишь (с нашей точки зрения) ненормальные (в значении отклоняющиеся от нормы) люди могут видеть истинную картину происходящего.
Показывается в книге и находящаяся внутри больниц-исключений (в которых персонал заинтересован в больных) теплая атмосфера, что тоже греет душу. Сочувствие и живое участие - это то, чего так не хватает больным.
Государственные больницы часто рассматривают как "тотальные учреждения", способствующие деградации пациента. Это, без сомнения справедливо, причем в колоссальных масштабах. Однако больница может стать и настоящим убежищем... Измученная, потерявшаяся в мире душа иногда находит там приют и отдых - счастливое сочетание свободы и порядка, которое ей так необходимо.Я провела аналогию с "Над кукушкиным нездом" Кена Кизи, подтверждающую эту теорию.
Наконец, эта книга стала для меня особой и из-за того, что я встретила в ней мысли о выбранной мною профессии. Связь эта с первого взгляда может быть непонятной и странной - я говорю о переводе с иностранного языка. Перевод с языка подсознательного на язык реальности, язык тела; перевод терминологии врача на язык человеческий, сочувствующий и способный помочь пациенту; перевод языка памяти на язык личности... Можно приводить бесчисленное множество аргументов к моему видению этой книги еще и с этого аспекта.
Необходимо подвести итог вышесказанному. Пафосные (хотя частью и справедливые) фразы по типу "Нам нужно многому научиться у больных людей" оставим высокопарному слогу. Я выскажусь проще: эта книга, эти люди подарили мне осознанность, которой в нашем бешеном темпе жизни, нам невероятно часто не хватает, и "Человека, который принял жену за шляпу" не нужно читать насильственно или быстро. Необходимо задумываться и примеривать суждения на себя, сохраняя при этом трезвый оценивающий рассудок, необходимо суметь вычленить из этой книги без сюжета то самое, что отложится в Вашей личности, что составит базис Ваших суждений и Вашего видения мира.216