Рецензия на книгу
Ледяная принцесса
Камилла Лэкберг
ruru1 мая 2016 г.про трупы
Классическая драматургия, как известно, базируется на трех аристотелевых единствах. Смело можно сказать, что сакральность числа три для литературы этим не ограничивается. Например, классический детектив, каким бы современным он ни был, плывет по океану макулатуры и морю шедевров на трех китах, имена которым Труп, Убийца, Сыщик. Назовите мне хоть один годный детектив без этих составляющих, и я вам отвечу, что исключение лишь подтверждает правило, а значит, споры тут неуместны.
А сейчас самое время поговорить о трупах.
Труп должен быть. Это отправная точка, альфа, краеугольный камень современного детектива, очень часто выполняющий функции Розеттского. «Нет тела – нет дела», - говорят следователи, закрывают дверь на ключ и идут обедать. А писателю остается закрыть чернильницу, зачехлить пишущую машинку, выключить ноутбук и идти работать дворником. Или нянечкой в детский сад, если ты, упаси Господь!, писательница. А так как там платят не ахти: нужен труп.
Основная проблема авторов, живущих в нашем с вами времени-пространстве, заключается в следующем: со времен Эдгара Аллана По количество укокошенных детективщиками персонажей вполне способно населить Землю от полюса до полюса. Формы и способы насильственного отхода в мир иной, как ни странно, имеют наглость заканчиваться. Список орудий превращения человека в труп конечен. Фантазия истощается, энтропия растет. И читатель наседает. Читателю уже не интересен просто отравленный граф, или просто застреленный полковник, или просто задушенная актриса. Спрос рождает предложение.
Современный автор детективных романов волен идти по одному из двух путей.
Путь первый – «многотрупие». Путь довольно простой, но надежный. Каждые десять-двадцать страниц книги – новый труп. Логика простая: один отравленный граф интереса не вызывает, а вот десять отравленных графов – уже тема, двадцать – бестселлер. Но мы-то с вами понимаем, что количество перерастает в качество только тогда, когда это количество денег на твоем банковском счете. Для литературных эстетов есть второй путь. Условно назовем его «красивый труп».
Что такое «красивый труп»? Это труп высокохудожественный, картину, писанную с него, можно сразу отправлять в Лувр. Это труп загадочный до мистики, таинственный до ужаса, непонятный как квантовая механика. Он должен шокировать и сбивать дыхание сразу и напрочь. Он должен запоминаться и быть непохожим на других, со своей «изюминкой». Труп-«конфетка», выглядящий на все сто баллов, мимо такого не пройдешь.
Понятное дело, что найти такой труп за пять минут не удастся. Тут нужно попотеть. С другой стороны от «красивого трупа» получается нехилый профит: чем лучше труп, тем меньше смысла нужно вкладывать автору в дальнейшее повествование. Читатель и так уже заворожен и наэлектризован. Можно сказать, что читатель загипнотизирован и прочтет самый убогий роман до конца, даже не заметив, что делает. Чисто по инерции. Автору можно, не напрягаясь, лить воду и придумывать какую-нибудь бредовую развязку-разгадку. Зомби-читатель захлопнет книгу со словами: «А ну да. Я так и думал с самого начала. Поэтому я тоже гений сыска». И пойдет спать, и его любимым ночным кошмаром на ближайшее время станет тот самый «красивый труп».
Содержание двух последних абзацев (есличо) напрямую относится к книге уважаемой К.Лэкберг11243