Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Облачный атлас

Дэвид Митчелл

  • Аватар пользователя
    Аноним30 апреля 2016 г.

    Так уж получилось, что сначала я услышала о фильме, а уже после узнала о существовании книги. Начав читать линию Юинга, перед глазами просто вставали картины из фильма, совершенно ослабив работу фантазии, и книга как-то забылась (все-таки чтение с экрана кнопочных телефонов было злом). И вот, спустя почти четыре года, я наконец-то до нее добралась. Не могу назвать «Облачный атлас» великим произведением, но оно и не разрекламированная «пустышка».

    Это уже не первая попытка Митчелла провести душу через несколько воплощений, но более успешная, чем «Литературный призрак»: логично построенный сюжет с красивым финалом для каждой части, в то время как вторую половину сюжета первой книги я просто не могла связать логически.

    Итак, что же мы имеем: шесть историй о шести, казалось бы, совершенно не связанных между собой людях, разделенных между собой огромными пластами времени. Что же их связывает, кроме отличительной родинки? Да, можно сказать, что в любой реинкарнации эта душа страдает, борется за что-то важное, но Митчелл тонко и точно заканчивает книгу фразой, охарактеризовавшей все произведение: «Что есть любой океан, как не множество капель?» Важно то, что привнесет собой эта капля, а не ее размеры.

    Любимой линией… нет, даже не так, любимой реинкарнацией оказался мистер Кавендиш. Да-да, этот брюзжащий на весь мир старичок, решивший проявить свою бунтарскую суть лишь на склоне лет с любезного пинка брата. Эта сверхъестественная способность влипать в неприятности при, в общем-то, недюжих мозгах просто удивительна. Но я просто мечтаю иметь такую способность к самоиронии в преклонном возрасте, когда даже пафос не режет глаза.

    И напротив, любимая в фильме линия Сонми-451 в книге оказалась не столь любима, не сколько из-за растягивания подробностями, но из-за финала. Невинная жертва хорошо разыгранного спектакля во славу корпократии. Здесь пальму первенства отдаю фильму, потому что смерти в нем были не настолько бессмысленны.

    С двумя линиями пришлось долго бороться. Первая – линия Закри, просто потому, что мозг автоматически переводил слова в современные, напрочь отказываясь читать так, как было изложено в книге. Вторая – линия Фробишера. Почему? легко догадаться. Просто огромное количество отсылок к классическим музыкальным произведениям, которые я, как заядлый меломан, просто не могла пропустить. Не одну ночь пришлось терзать проигрыватель, попутно знакомясь еще с сотней других произведений, и это, я считаю, огромный плюс. Люблю, когда помимо истории в самой книге, читатель может расширить свой кругозор, относящийся к реальному миру.

    Линия Юинга, как прелюдия и эпилог, не имела особого успеха. То ли форма дневника снова не устроила, то ли нелюбовь к морю взыграла, то ли просто оказалась скучна – я так и не решила.

    Детектив с Луизой Рей в главной роли, несмотря на огромное количество ловушек и разных превратностей судьбы, тоже не выделился чем-то особенным, но сам по себе детективный жанр – штука сложная, и действительно хороших детективов мало.

    Что имеем на выходе, кратко: большое количество хороших цитат в разнообразной огранке. Произведение неоднозначно, каждый читатель найдет в нем что-то для себя, все зависит от того, как глубоко копать. Ну, а глубину выбирайте сами…

    24
    259