Рецензия на книгу
The Mountain Shadow
Грегори Дэвид Робертс
Аноним28 апреля 2016 г.Тени исчезают в…новом веке
Нет никакого смысла писать то, что уже было написано до тебя — если ты не можешь сделать это лучше. Писатель в нынешнее время должен написать либо что-то абсолютно уникальное, либо побороть мертвых классиков — то есть написать книгу на ту же самую тему, но гораздо лучше. Единственный способ добиться успеха в этом деле — это соревноваться с мертвецами. Большинство ныне живщих писателей на самом деле не существует. Их слава создана критиками, которые всегда ищут калифов на час. Им нужен кто-то, кого они хорошо понимают, и кого можно хвалить без опаски, но как только эти сфабрикованные «гении» умирают, от них ничего не остается.
Эрнест ХэмингуэйЭто было приятно. Я словно встретила любимых писателей: Хэмингуэй, Фицжеральд, даже немного Достоевского и Бунина. Сцена в горах почти полностью повторяла «По ком звонит колокол», и я уже ждала трагичной концовки.. Но все разрешилось странно счастливо.
Я бы назвала это книгой-портретом. Все наполнено персонажами, живыми и яркими, чуть ли не до карикатурности. Олег из Ленинграда… Кстати, весьма колоритный персонаж с фразами о том, что русские любят на всю жизнь, играющий на гитаре и соблазняющий индийских девочек фразочками из собственных книг.
Множество мелочей и красивых подробностей, секс на крыше с вращающимся всадником, цитаты на руках, прекрасные наряды, праздники и движения бедрами. Отчаянные бандиты, верные супруги, коммунисты-мусульмане (?). Индию автор описал не хуже Киплинга, много запахов, пряностей и танцев. Немного в стиле Болливуда, но пусть.
Бомбей не существует без мафии. Тут уже включается «Крестный отец» со всеми разборками и семьей, брат за брата, друг против друга. Кровь льется рекой, уши отрываются, синяки и травмы… Главный герой странно и почти неправдоподобно чист. Книга о 80-х годах, но ощущение, что смотришь фильм о разборках 20-х. Может Индия так и застыла, впрочем, откуда мне знать.
Все закончилось хорошо, как в сказке, но немного странно. Бывшие убийцы сложили оружие и наконец нашли свое призвание. Такое ощущение, что им сразу надо было пройти тест по профориентации. Как-то по-индийски приторно.
Так получилось, что я ознакомилась со второй книгой раньше, чем с первой, и ничего особо не ждала. Мне понравилось. На фоне остальных влюбленно-мистических бредовых романов и книг по банальной самореализации роман «Тень горы» заметен. Просто он слишком высоко поднял планку. Сам, героиновый наркоман, беглый преступник, живший в Индии. Он писал о том, о чем видел. По-моему, искренность и признание должно цениться выше, чем поверхностные выдумки. А то, что он при таком уровне жизни не потерял свои знания и любовь к литературе, поражает!
Автор пытался писать о том же, о чем и классики. Удалось ли ему победить? Это покажет только время, которое отсеет всех неудачников и бездарностей. Его проблема в том, что он наполняет книгу массой философствований, ценность которых несколько завышена персонажами, и аллюзиями на других авторов. Книга о писателе в духе художественной журналистике могла легко выйти на первый план на фоне всяческого романически-мистического бреда и советов по самореализации. Но все же призраки мертвых поэтов невольно встают перед глазами и укоризненно улыбаются, может их тоже покормить сладким, как и призрака несчастного норвежского наркомана?369