Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Черный обелиск

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    nikitanka27 апреля 2016 г.

    У меня лежит все время на разных поверхностях дома "Черный обелиск". Я эту книгу иногда просто открываю наугад и читаю 2-3 страницы. Поскольку в ней нет как такового четкого развития сюжета, это нормально. Но боже мой, как же он прекрасен.

    Эти мысли. Этот перевод. Это настроение - немного меланхолии, но никакого отчаяния, несмотря на то, что действие происходит в годы после первой мировой войны, в Германии дикая инфляция, экономика в разрухе, война проиграна, люди пытаются как-то выжить. И выживают. Нет, моим убогим языком про это писать невозможно.

    Вот только что прочитала поистине прекрасный диалог главного героя со священником. Вроде бы - никаких революционных мыслей. Но так вкусно.
    Да, Ремарк - это вкусно.

    Я сейчас страдаю некоторой меланхолией, и вы знаете, Ремарк - Ремарк, он примиряет меня с жизнью.

    ЦИТАТА на все времена:

    Бодендик, словно большая черная кошка, пробирается сквозь туман.

    • Ну как? - игриво спрашивает он. - Все еще стараетесь исправить этот
    • Я наблюдаю его.
    • Ага! Видно, что философ! И что же вы находите?

    Я смотрю на его веселое лицо, красное и мокрое от дождя, оно сияет из-под
    шляпы с отвисшими полями
    • Нахожу, что за две тысячи лет христианство очень мало продвинуло
    i>
    человечество вперед, - отвечаю я.
    На миг лицо Бодендика, выражающее благоволение и сознание своего
    превосходства, меняется, затем становитс
    • А вы не думаете, что, пожалуй, еще слишком молоды для подобных
    до
    • Верно, а вы не находите, что ставить человеку в вину его молодость -
    его молодость -

  • самое неубедительное возражение, какое можно п
    • У меня есть множество других. Но не против подобной нелепости. Разве вы
    бной нелепости. Разве вы
    не знаете, что вс
    • Верно, - устало соглашаюсь я. - И сказал я это только потому, что идет
    зал я это только потому, что идет
    дождь. Но все же в этом есть какая-то правда. Вот уже больше месяца, как я,
    • Почему? Тоже потому, что время от времени идет дождь?
    е потому, что время от врем
    • Оттого что мне хотелось уберечься от преждевременного пессимизма и
    хотелось уберечься от преждевременного пессимизма и
    некоторого отчаянья. Не каждому дано с простодушной верой устремлять свой
    взгляд поверх всего на Пресвятую Троицу, не желая замечать, что мы тем
    временем усердно заняты подготовкой новой войны, хотя только что проиграли
    предыдущую, которую вы и ваши коллеги различных протестантских толков во имя
    Божье и любви к ближнему благословили и освятили: допускаю, что вы делали
    это не так громогласно и с некоторым смущением, а ваши коллеги военные - тем
    бодрее позвякивая крестами и пылая жаждо
    • Мы приносим умирающим на поле боя утешение - вы об этом как будто
    иносим
    • Не надо было допускать побоища. Почему вы не объявили забастовку?
  • Не надо было допускать побоища. Почему вы не объявили забастовку?

  • Почему не запретили своим прихожанам участвовать в войне? Вот в чем был ваш
    долг! Но, видно, времена мучеников миновали! Зато когда я бывал вынужден
    присутствовать на церковной службе в окопах, я очень часто слышал моления о
    победе нашего оруж
    • Должно быть, дождь пробуждает в вас повышенную эмоциональность и
    имлянами?
  • Должно быть, дождь пробуждает в вас повышенную эмоциональность и

  • склонность к демагогии, - сдержанно отвечает Бодендик. - И вам, как видно,
    хорошо известно, что с помощью ловких пропусков, извращений и о
    • Известно. Поэтому я и изучаю историю. В школе и на уроках Закона Божия
    се на
    свете.
  • Известно. Поэтому я и изучаю историю. В школе и на уроках Закона Божия

  • нам постоянно рассказывали о темных, первобытных и жестоких дохристианских
    эпохах. Сейчас я снова читаю об этом и нахожу, что мы от тех времен недалеко
    ушли, - я оставляю в стороне развитие на
    • Если хочешь что-нибудь доказать, милый мой, всегда докажешь. И обратное
    • тоже. Для всякой предвзятой точки зрения всегда найдутся доказательства.
    • Тоже знаю, - говорю я. - Церковь подтвердила это блестящим образом,
    тся доказательства.
  • С гностиками! А что вы знаете о гностиках? - спрашивает Бодендик с
когда расправилась
  • Достаточно, и я подозреваю, что они представляли собой самую терпимую
ндик с
оскорбительным удивлением.
  • Достаточно, и я подозреваю, что они п
    • Терпимость... - подхватывает Бодендик.
    • Терпимость, - повторяю я. - Бережное отношение к другому. Понимание
    .
  • Терпимость... - подхватывает Бодендик.

  • Терпимость, - повторяю я. - Бережное отношение к другому. Пони
    • Короче говоря, анархия, - отвечает Бодендик вполголоса и вдруг очень
    бленном
    отечестве звучит, как слово на незнакомом языке.
  • Короче говоря, анархия, - отвечает Бодендик вполголоса и вдруг очень

  • резко.
    Мы стоим перед часовн
    • Терпимость, господин викарий, - говорю я, - это вовсе не анархия, и вы
    рывами дождь. Из открытых дверей доносится
    слабый запах ладана.
  • Терпимость, господин викарий, - говорю я, - это вовсе не анархия, и вы

  • отлично знаете, в чем разница. Но вы не имеете права допустить ее, так как в
    обиходе вашей церкви этого слова нет. Только вы одни способны дать человеку
    вечное блаженство! Никто не владеет небом, кроме вас! И никто
    • Нам это и не нужно. Мы владеем истиной.
    • Конечно, - отвечаю я, указывая на освещенные окна часовни. Вы даете вот
    можете быть терпимыми?
  • Нам это и не нужно. Мы владеем истиной.

  • Конечно, - отвечаю я, указывая на освещенные окна часовни. Вы даете вот

  • это! Утешение для тех, кто боится жизни! Думать тебе-де больше незачем. Я
    все знаю за тебя! Обещая небесное блажен
    • Красивые слова, - заявляет Бодендик, он уже давно обрел прежний
    - но какое отношение такая игра имеет к
    истине
    • Да, все, что у нас есть, - это красивые слова, - отзываюсь я,
    т Бодендик, он уже давно обрел прежний
    миролюбивый, снисходительный и слегка насм
    • У нас есть святые таинства...
    • Да...
    • И вера, которая только болванам, с их скудными мыслишками - пищеварение
    красивые слова.
    Бодендик входит в часовню.
  • У нас есть святые таинства...

  • Да...

  • И вера, которая
    • Браво! - восклицаю я. - Наконец-то и вы заговорили языком поэзии.
    их, - кажется глупостью и бегством от жизни; так-то, безобидны
    • Дорогой Бодмер, - заявляет он. - За почти два тысячелетия существования
    нец-то и вы заговорили языком поэзии.

  • Правда, она в духе позднего барокко.
    Бодендик вдруг начинает хохотать.
  • Дорогой Бодмер, - заявляет он. - За почти два тысячелетия существования

  • церкви не один Савл обратился в Павла. И мы повидали и одолели не таких
    карликов, как вы. Продолжайте, бодро ползите дальше. В конце любого пути
    стоит Бог и ждет вас.
    И этот упитанный человек в черном сюртуке исчезает вместе со своим
    зонтиком в ризнице. А через полчаса, одетый причудливее, чем гусарский
    генерал, он снова выйдет оттуда и будет исполнять роль представителя Господа
    Бога. Вся суть в мундире, говорил Валентин Буш после второй бутылки
    Иоганнисбергера, в то время как Эдуард Кноблох все больше предавался
    меланхолии и мечтам о мести, - только в мундире. Отними у военных мундир - и
    не найдется ни одного человека, который захотел бы стать солдатом.

    5
    43