Рецензия на книгу
Триумфальная арка
Эрих Мария Ремарк
Аноним27 апреля 2016 г.Это моя вторая книга Ремарка, но я уже поняла, что он один из моих любимых писателей. Чем он меня покорил? Во-первых, теми чувствами, которые его книги вызывают во мне, его истории я переживаю, я эмоционально испытываю все. После «Триумфальной арки», мне даже пришлось пересмотреть свои оценки за другие книги, потому что… эта книга для меня несравненна… я даже не могу сказать с чем, потому что просто несравненна ни с чем, а все познается в сравнении, как говорится.
А во-вторых, язык! Какие образы так мастерски и легко рисует Ремарк! Это просто потрясающе! Их нужно смаковать и упиваться ими.У Ремарка главные герои – это Жизнь, Смерть и Человек между ними со своими человеческими отношениями. Вот в общем-то все базовые составляющие нашего мира. А остальное все мелочи.
О книге.
Европа только-только очухалась от одной войны, а другая уже подползает к порогу. Сколько людей погибло, и сколько осталось безнадежно выживать, и скольким из них некуда податься. С одной стороны, яркий контраст между жизнью и смертью. Главный герой Равич по профессии хирург, и встречается он с этими госпожами чаще других. Сколько людей умирают на операционном столе, для коих его талант уже бессилен, и сколько людей благодаря ему спасено и продолжают жить, и скольким из них эта жизнь не готовит ничего ободряющего. С другой стороны, грань между жизнью и смертью такая затертая. И жизнью уже не живешь, а просто скользишь по ней, как по накатанной серенькой дорожке. И смерть уже не задевает струны души, уже нет никаких эмоций при столкновении с нею.
И в безысходности потерянные люди. Некоторые становятся стеклянными, и, наверняка, разбиваются (Аарон Гольдберг, женщина-еврейка, которой всюду мерещатся тараканы). Другие – железными, но они легко пробиваются (как Морозов, как сам Равич). А вот эти – резиновыми, и их пробить нельзя, так как они только растягиваться (как мадам Буше, как Дюран). Наверное, это самые приспособившиеся люди, самые живучие. А есть еще совсем подленькие, паршивенькие люди типа медсестры Эжени и полицейского Фернана.
В таком обстановке и встречаются Жоан и Равич. Как у Ремарка обычно и бывает: мужчина и женщина, война и любовь, алкоголь, жизнь и смерть, обретение и потеря.
Жоан, актриса без иллюзий, в общем-то легко увлекающаяся, ну и… неверная женщина, но мне вот осуждать ее совсем не хочется, не вижу за что. Так как она искренняя, простая и легкая. Любит, значит скажет об этом. Захочет увидеть Равича, значит придет к нему, она не гордая. Не может она побороть свою натуру, она говорит открыто об этом, и не оправдывается. Жизнь и без того сложную, не усложняет еще больше. «Я не считаю себя какой-то особенной. И меня нисколько не греет, что мы живем в исторические времена. Я просто хочу быть счастлива, и чтобы не так тяжко, не так трудно все было». Поэтому она хватается за жизнь, она, как бабочка, летит на огоньки то в одну, то другую сторону. И падает, подбитая.
Жизнь тогда текла по-другому, и Смерть тогда имела другие права. Думаю, нам не понять этой жажды жизни, когда хватаешься за все, что дает хоть маленький намек на самую обычную, привычную нам спокойную, тихую, мирную жизнь, жизнь, в которой есть радости и наслаждения. Подлинная, непосредственная «жизнь в эти жуткие времена, в этом провале от катастрофы до катастрофы казалась чуть ли не преступлением».
Равич – мигрант, беженец, без паспорта, без прав и без имени (сменил их огромное количество). Хирург от Бога. Немец, с нависающим над ним прошлым гестапо. Неустроенный и потерянный. Нет у него ничего в настоящем, да и в будущем ничего не может быть. Равич, почти контролирующий свою «бесчувственность» (никаких проявлений любви не может быть, никакого сострадания к другим не должно быть), которая может уязвить его, ослабить, усыпить его бдительность. Равич, почти впавший в мертвенный сон, просыпается благодаря пролетевшей мимо бабочке Жоан, и вновь понимает, что у жизни не только солоноватый привкус крови, и не только пресный вкус выживания, и не только горько-сладкий вкус алкоголя. Равич поглощен собой, своими чувствами, осознанием того, что он сам еще живой и способен на такую нелепую, казалось бы, штуку под названием «любовь». Он пробует ее на вкус и следит, чем же это все для него обернется.
Момент прощанья, когда каждый из влюбленных говорит на своем языке, просто волшебный. «Они же все время общались только на чужом, заемной языке, а теперь каждый, сам того не осознавая, заговорил на родном. И вот сейчас, когда преграды чужих слов рухнули, они понимали друг друга лучше, чем когда-либо прежде». Они сейчас и вправду самые родные люди друг другу.
Ремарк, будто, желает всем нам мирной жизни и любви. Как бы это банально ни звучало.
От книги я в восторге.11178