Рецензия на книгу
Нетерпение сердца
Стефан Цвейг
Аноним24 апреля 2016 г.Книга необыкновенна и гениальна - при том, что в ней нет ни одного положительного персонажа, эта история чрезвычайно полезна, потому что наглядно показывает, как люди сами себе уродуют жизнь.
Героиня беспредельно эгоцентричная, капризная и личностно пустая, уверена, что все люди вокруг существуют только для того, чтобы выполнять её хотелки. Злится, если к ней относятся как к ребёнку, а не как к взрослой женщине, но при этом никаких взрослых, осмысленных поступков не совершает, да и вообще не занята ничем, хоть сколько-нибудь достойным уважения и интереса окружающих. Ненавидит, когда её жалеют как калеку, но при этом всячески акцентирует всеобщее внимание на своей инвалидности, постоянно демонстрирует, чего она лишена и как ей плохо. Хотя в те времена хватало инвалидов, которые писали книги, были музыкантами, занимались живописью, организовывали благотворительные мероприятия, да просто по мере сил помогали семье в делах. Но героиня зациклена на своей болезни и ничего, кроме неё, видеть не хочет.
Отец героини думает, что любит дочь больше собственной жизни, но при этом не воспринимает её как человека, она для него кукла. Отец не только не учит героиню управлять его огромным состоянием, быть наследницей, но даже не приказал гувернанткам научить дочь домоводству - она понятия не имеет, как руководить прислугой, сколько стоит содержание дома или как организовать приём гостей. По сути, это именно отец сделал из сообразительной, волевой девочки безмозглую и бесхребетную истеричку, которая начисто лишена навыков самостоятельной жизни в реальном мире. Больше того, отлично зная, что дочь сама лезет в проблемы, которые заведомо ведут к катастрофе, отец никак не препятствует ей увязнуть в них до критической стадии. Хотя ещё на стадии первых признаков проблемы мог как минимум отправить дочь на курорт подальше от дома и продержать там несколько месяцев, чтобы все глупые фантазии из её головы выветрились.
Мать героини на момент повествования мертва, но о ней немало говорят. И сия дама поражает своей глупостью и никчёмностью - работодательница обращается с ней как с последней тварью, на протяжении многих лет всячески её унижает и оскорбляет, однако дама и не думает уволиться и найти другое место. Непонятно даже, как она вообще смогла устроиться даже на эту работу при такой-то пассивности и неспособности к самостоятельным поступкам. Получив от работодательницы наследство, дама не только не пытается им управлять, но и, похоже, вообще не понимает, что с ним делать, собирается стать приживалкой у дальних деревенских родственников, жить едва ли ни на положении прислуги, да ещё и считает, что к ней проявили милость. От такой участи её спасает только замужество - ей делает предложение тот, кто впоследствии станет отцом героини. И он же слепит из дочери подобие её матери, разве что не робкое, а эгоцентричное.
Врач героини любуется собственным благородством, учит жить героя, но при этом настолько поглощён собой, что не замечает никого и ничего вокруг, даже не видит того, как меняется психологически его пациентка, не расспрашивает об этих изменениях ни саму пациентку, ни её компаньонку, ни отца. И тем самым позволяет героине дойти до критической точки в её проблемах. Точнее и видит, и расспрашивает, но его интересует не пациентка, а наличие или отсутствие другого врача при ней. Для него, если нет конкурента у врача, то нет и проблемы у пациентки. А когда наступает кризис, то этот персонаж решает и за героя, и за героиню как им поступить, причём опять не видит их самих, пытается подогнать реальность к своим фантазиям.
И, наконец, герой. Бездумный, трусоватый, безвольный. Сталкиваясь с проблемой, пассивно ждёт, когда другие решат её за него, и, хотя решение ему категорически не нравится, соглашается на навязанный вариант, берёт на себя ненужные и не интересные ему обязательства. Он никогда не пытается сразу сказать "Нет" и прервать общение с теми, кто стал источником проблем - ни на начальной стадии, когда проблема просто причиняет дискомфорт, ни, тем более, когда она приобрела глобальный масштаб. Наоборот, герой с покорностью куклы позволяет себя вовлечь в ещё бОльшие проблемы, а после, испугавшись даже не трудностей, с которыми предстоит столкнуться, а всего лишь мнения окружающих, сбегает, покалечив жизни тех, перед кем обязательства взяты. А после всю жизнь старательно страдает о том, как плохо он поступил, отказывается сделать выводы, изменить себя и начать всё сначала. Создаётся впечатление, что, повторись ситуация, герой повторит свои поступки.
Финал книги трагичен. Но при таких исходных условиях он и не мог быть другим. И заслуга автора в том, что, нарисовав патологичную картину, он не стал искусственно сводить её к счастливой концовке. Здесь всё предельно честно. А потому гениально.13139