Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Time and Time Again

Ben Elton

  • Аватар пользователя
    Аноним22 апреля 2016 г.

    Рассуждать на тему «а что, если бы» - это занятие, на самом-то деле, бесполезное, если воспринимать его всерьёз. Мы никогда не узнаем. А даже если бы могли узнать, кто может поручиться, что стоит рискнуть и сделать это? С другой стороны, в контексте истории вечное «а если бы» - это хорошее упражнение для мозгов. Потому что требуется не только представить то, чего не случилось бы, но и то, что произошло бы в случае альтернативного развития событий. Это требует знаний, умения ими оперировать, ну и аналитических навыков.

    А у автора романа с этим не то, чтобы проблема, он просто этим не слишком заморачивается. Назвать «Время» историческим романом невозможно, настолько небрежно относится автор к деталям и искажает факты в свою пользу. И настолько покровительственно он относится к читателю, впаривая ему свою версию причин и событий снова и снова. С другой стороны, назвать роман авантюрным или любовным тоже сложно — он достаточно скучный и вполне предсказуемый вплоть до конца, а любовная линия тут такая, что можно только пофыркать.

    Дочитав роман, я с облегчением поняла, что писался он не просто так. То есть, у автора была идея, ради которой мне пришлось отстрадать три четверти чтения. Идея была интересная и стоящая того, чтобы о ней написать. Но вот только исполнение автора подкачало.

    Если забыть о небрежностях и ритме, то останутся две главные проблемы. И первая – это персонажи. Сделать из Стэнтона микс между Бондом и Фандориным не получилось совсем. Он эдакий думающий половыми органами и иногда страдающий излишним восхищением к себе середнячок, которого читатель должен жалеть и… любить? Первые главы четыре это даже можно делать, а потом – всё, увы и ах. Дорогого декана хочется убить об стену ещё до того, как выясняются все подробности о том, насколько она самовлюблённая и сволочная. Бернадетт выглядит как сборник клише из памфлетов про феминизм (скорее псевдофеминизм) и всего, что автор видел в голливудских фильмах, но при этом её предназначение – только влюблённо упасть на руки главгерою. У Кэсси было одно предназначение – умереть в качестве двигателя сюжета, чтобы герою было, ради чего страдать, а про последнюю даму я просто помолчу, потому что автор смешал все возможные клише и всё, что я так не люблю в обращении с женским персонажем в финале. В общем, ни одного внятно прописанного или приятного персонажа в книге нет.

    Вторая проблема – то, как упорно (и в какой форме) автор подаёт своё мнение о событиях, о важности Европы, и особенно Англии и Германии, как отбрасывает в сторону важность других фактов, как настаивает на альтернативном значении для истории только одной географически-гендерной-возрастной группы. И всё бы это можно было простить, если бы не форма, в которой автор подаёт свои аргументы (а аргументы у него не прям чтобы историки восхитились), и как он отбрасывает в сторону возражения. Первую треть романа местами было противно читать, как только пластинка с этими монологами начинала ездить по кругу.

    Я повелась на содержание, рецензии и прекрасную обложку, а получила в ответ пшик – очень посредственное исполнение весьма интересной идеи. Увы.

    7
    61