Рецензия на книгу
Честный проигрыш
Айрис Мёрдок
Аноним20 апреля 2016 г.Масса почитателей таланта Айрис Мердок на ЛЛ. Множество комплиментарных рецензий и отзывов. Восклицания, дифирамбы. Все это хорошо, даже прекрасно. Но есть и малая доля читателей, которые не желают разделять эту радость и этот восторг.
Читать Поражение/Проигрыш это все равно что ехать по длинной дороге на автомобиле, наблюдая за тем, что встречается на пути — какие-то неказистые, нелепейшие, скучные здания и строения, от вида которых не возникает желание задержать взгляд, сделать остановку, пристальней отнестись к деталям, запечатлеть на камеру. Зато возникают другие желания, катастрофические применительно к чтению художественной литературы — продолжительно зевнуть, найти удобную позу и благополучно погрузиться в сон.При этом повествование не отличается медлительностью, в романе присутствует динамика, многочисленные неожиданные повороты, кучи диалогов, постоянное движение, а так же, и это самое главное, есть интересный замысел.
Так почему же не пробуждается читатель, почему не удается Айрис вовлечь читателя в свои сюжетные лабиринтосплетения, затянуть с головой во все эти продуманные комбинации и юркие ходы/приемы того же Джулиуса Кинга? Думаю, виной тому является воплощение идей Айрис, и воплощение это — отвратительно. Тот же Фаулз в Волхве изумительно «размотал» читателя, изрезав вдоль и поперек своего ГГ различными ситуациями/манипуляциями, истаскав его эго до одури, выставив ему напоследок всю его подноготную. То, каким образом Айрис пытается посредством персонажа Джулиуса вывернуть наизнанку всех остальных своих персонажей, мягко говоря, сбивает с толку, нанося непоправимый вред изначальному замыслу романа. Это какое-то недоразумение, нелепица. Поначалу ты думаешь, что этот детский лепет, этот театр кукол временен и скоро трансформируется в нечто умное, интересное и ценное, но даже первые ходы Джулиуса совершенно не обнадеживают (хоть и рождают некоторое высосанное из пальца любопытство), что в свою очередь приводит к окончательной ломке читательского настроения, подключение на роман обрывается, и ты продолжаешь с недоумением лицезреть жалкие попытки автора довести тебя до финиша и наконец-то показать, открыть глаза на мораль истории.
И способы, какими писательница нагружает свои идеи смыслами однозначно разочаровывают. Напрашиваются более продвинутые сценарии, а не та хлипкая чушь, которой кормит читателя Айрис Мердок.
Резюме
Айрис предлагает поразмышлять над непрочностью человеческих отношений, над человеческим тщеславием, над вечным вопросом «Что есть любовь? И можно ли ее убить?», но злоупотребляет при этом своим деревянно-пластмассовым арсеналом героев-манекенов, с лихвой валандающихся в книжной жиже, имя которой Поражение.
Карикатурно, нудно, односложно и крайне неубедительно. Мимо.
11651