Рецензия на книгу
Избранные произведения
Э. Т. А. Гофман
Аноним6 февраля 2008 г.Гофман из тех писателей, чья
посмертная слава не ограничивается
шеренгами собраний сочинений,
встающими ряд за рядом из века в век
и превращающими книжные полки в
безмолвные, но грозные полки; не оседает
она и пирамидами фундаментальных изысканий -
памятниками упорного одоления этих полков;
она от всего этого как бы даже и не зависит.
А. Карельский.
Гофман - фантастическая личность, ибо нормальному человеку в голову вряд ли придут столь странные образы и миры. Мне кажется, что Булгаков должно быть зачитывался этим немецким автором )))Гофман знаменит своими сказками. С детства я помню старый мультик о Щелкунчике (оказывается он 1973 года), в котором меня жутко пугала музыка Чайковского. Но, похоже, что у Амадея даже новеллы и рассказы - это сказки, правда, своеобразные. Каждое его произведение опирается на чувства с присутствием необычных элементов.
Заметила странную особенность, в каждом рассказе главным героем становится студент или ребенок (взрослый, который воспринимает себя ребенком). Так, в "Золотом горшке" - это студент, в "Песочном Человеке" - студент со страхом из детства, в "Щелкунчике" - маленькая девочка, в "Советнике Креспель" - главный герой это сумасшедший старик, а второй - студент, в "Мадемуазель де Скюдери" - пожилая женщина, верящая в добродетель, и ученик мастера по золоту, тот же студент, в "Крошке Цахес, по прозвания Циннобер" - маленькое вредное существо и студенты, в "Повелители блох" - взрослый человек, живущий в детстве.
Так же, как и положено всем сказкам, у каждого произведения хороший конец, обычно свадьба.Когда только начала читать, очень сильно тупила. Не сразу поймешь все хитросплетения и начнешь относиться к чудесам, даже на бумаге, как к само собой разумеющемуся. Поэтому "Дон Жуан" мне не понравился вовсе.
А в "Золотом горшке" я полностью запуталась. Какой-то неуклюжий и несчастливый студент случайно наступает в корзину с яблоками, а ее хозяйка оказывается колдуньей. Его вштыривает под каким-то деревом и он влюбляется в трех зеленых змеек. Потом он несколько дней не может прийти на работу, потому что боится старухи. Когда он, наконец, приходит, то оказывается, что эти змейки дочери архивариуса, а сам он из другого мира. В этого студента влюбляется настоящая девушка и обращается за помощью к старой колдунье. Следует поединок между архивариусом и колдуньей, во время которого студент сидит в баночке из-под чернил на столе, побеждает архивариус, а студент женится на младшей зеленой змейке и начинает жить в прекрасном саду.
И как это можно трезво воспринимать? Чистой воды сказка. Очень понравилось то место, в котором старуха превратилась в кофейник. Только представьте себе )))
Следующая повесть шла уже легче.
"Песочный человек" немного скучен. Сначала мы читаем письма от одного адресата другому. Тут описывается детский страх перед одним человеком - песочным, который овладевает уже взрослой личностью, что доводит до помешательства и смерти, благодаря незначительным жизненным событиям. Но все оканчивается тоже свадьбой )))
Знаете, по-моему отличный сюжет для Спилберга. Тут видно, что Гофман настоящий психоаналитик, он может проникать в суть вещей настолько глубоко, что сама вещь уже теряет форму. Ведь детские страхи - это самое ужасное, что может быть. Все мы родом из детства.Амадей никогда не дает оценку своим героям, но они всегда в чем-то ущербны и именно этот ущерб помогает им так глубоко чувствовать другие миры.
Ну, "Щелкунчик и мышиный король" - очень приятно читать, к тому же зная, чем все это безобразие закончится. Кстати, с удивление обнаружила, что половину истории (реальную ее часть) я не знала. Не знала я о крестном Дроссельмейере и его истории, и что Щелкунчик был его племянником. По-новому открываются детские сказки.Девочка уже взрослая в сказочном мире, крестный не такой простой, каким кажется, все изменяется незаметно и если мы этого не видим, то абсолютно не значит, что мы сами не изменились.
Первый мультфильм о "Щелкунчике" на русском языке был снят в 1973 году.
Абгрейд его был сделан в 2004. Вот ролик.
"Советник Креспель". Гофман таинственен, его сказки похожи на детективы, в которых чистосердечное признание будет только на последних страницах. Так и здесь.
Жил вот такой прекрасный советник и чудачил: делал скрипки и только один раз на каждой играл, строил дом не по проекту, странно вел себя в обществе, делал детям игрушки. Потом в его доме появилась женщина по имени Антония, которую он никому не показывал. И тут же появился студент, который влюбился в нее и постоянно искал с ней встречи, получив по носу, он уехал. Когда вернулся, увидел похороны Антонии и с обвинениями набросился на Креспеля. И тот ему рассказал, что у Антонии был прекрасный голос, но ей оставалось жить всего полгода из-за болезни. Ей нельзя было петь.Здесь опять же огромное количество причуд, причем в реальном мире. Такое ощущение, что Амадей хочет поделиться тем, что он видит, а мы нет. Что и в действительности есть место чуду, надо только в него поверить и не бояться выглядеть смешным и сумасшедшим.
Рассказ про "Мадемуазель де Скюдери" - настоящий детектив с кровью, убийствами. Все происходит в реальном мире, но окружено таинственными событиями, как в бразильском сериале. Рассказ о добре, правде, добродетели.Цитаты от туда:
Правда иногда может быть неправдоподобной.
Любовник, боящийся воров, недостоин любви.
О! "Крошка Цахес" - это настоящий маленький уродец с паучьими лапками и внешне походящий на редьку. Он получил дар по снисхождению феи и не сумел воспользоваться даже им. Своим даром он громил жизни других людей, присваивая их поступки себе.
Читать мерзко, непонятно почему происходят такие недоразумения, а истина открывается только в конце.
На такую "крошку" очень похожи реальные люди - злые, завистливые, становящиеся на дороге, причитающие по всяким пустякам. Они тянут сильных людей на дно. Единственное, что они могут вызвать к себе - это жалость, которая потом тоже испарятеся из-за неблагодарности.
Мерзко, но в точку.
"Повелитель блох" - самый длинный рассказ. В нем есть история из старины, которая получила свое развитие в настоящие дни. Проще говоря, там мертвецы гоняются за мертвой же красавицей, ища на самом деле карбункул, заключенный в теле живого человека. В результате, последний отказывается от любви к мертвой и женится на живой юной девушке.
Здесь есть и возрождение к жизни, и лицемерие, и умение отказаться от того, что тебе не принадлежит. Поучительная сказка, ей-богу.
Почитав Гофмана, ты опять становишься ребенком и начинаешь верить в чудеса.24