Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Король туманной горы

Мари Саат

  • Аватар пользователя
    Аноним19 апреля 2016 г.

    А вот теперь я дочитала сборник до конца и могу, наконец, отчитаться как следует.

    В общем, да, поначалу меня впечатало в землю сходство с Дж. К. Оутс. Не то что бы я так уж хорошо разбиралась в творчестве Оутс, читала я ее не так много, да и впечатления, если честно, всякий раз оставались смешанные - но тут от первого же рассказа повеяло чем-то таким знакомым (и дело тут не столько в стиле, сколько в чем-то более тонком и неуловимом - назвать его интонацией? углом зрения?), что только изумленно таращить глаза и остается. Казалось бы, где та Оутс, а где советская Эстония! Но в прозе Саат, опубликовавшей свою первую работу не то в 1970, не то в 1973 году в Таллинне, задает тон именно это, узнаваемое - глухая, тревожащая недосказанность, что-то такое смутное, недооформившееся, как очертания знакомых вещей в полумраке... намеки на что-то потустороннее или болезненное... И витающий где-то рядом призрак насилия. Как в рассказе "Бутоны роз" (есть в сети), когда Катарину, одиноко хозяйничающую на хуторе в отсутствие матери, навещает отец, и она вдруг думает: а ведь я сейчас нахожусь один на один со взрослым мужчиной, а кругом на несколько километров - ни единой живой души.

    При этом Саат вовсе не претендует на лавры "мастера ужасов" (хотя часто описывает довольно ужасные вещи). Ее новеллы и повести - это прежде всего психологическая проза, иногда даже с социальным оттенком. Но почему-то видеть такое выпущенным в издательстве "Советский писатель" - еще более странно, чем если бы это был просто сборник страшилок "про привидения, убийц и про войну". Уж очень часто "психолога" Саат клонит в сторону иррационального, если не сказать психопатологического. Тягостные предчувствия, сплетающиеся с далекими, неясными воспоминаниями; исполненные темного значения сны, странные совпадения (как в рассказе "Как моя тетя в лесу заблудилась") - слишком будничные и недостаточно понятные, чтобы в полной мере тянуло на "мистику" (это важно!), но при этом будоражащие и тревожные, заставляющие возвращаться к ним снова и снова. Постоянное, хотя и незримое, присутствие смерти. Входящий в этот сборник роман "Яблоко в тени и на свету" - это, по сути, история умирания, загримированная под поколенческую драму про "отцов-и-детей"; и то, как именно Саат раскрывает эту тему, тоже не очень-то укладывается в рамки советских канонов.


    Однако от этого жуткого сна осталось и светлое чувство - высоко над головою отца покачивались ветви яблони, трепетали листья и висело яблоко, белое, восковое. И в этом яблоке, в его круглости как будто крылось что-то очень важное, какой-то недоступный прочтению ответ...

    Резюмируя: лучшие вещи в сборнике, по-моему - те, что покороче: "В школе", "Бутоны роз", "Король туманной горы", "Как моя тетя в лесу заблудилась". Но и крупные произведения - повесть "Катастрофа", роман "Яблоко в тени и на свету" - хотя и перегружены излишними длиннотами, и "психологизм" в них может показаться слишком навязчивым... но, ох, как же они по мне проехались, как же они по мне проехались.

    11
    359