Рецензия на книгу
Middlesex
Jeffrey Eugenides
Аноним18 апреля 2016 г.Семейная сага о трёх поколениях греческих эмигрантов, перебравшихся в Америку, жизнь которых показана на фоне исторических событий 20 века. Очень наполненная событиями и чувствами книга, местами немного напоминающая сгустком страдания-искупления-вины-радости «Сто лет одиночества» Маркеса.
В одном романе как будто бы перемешано несколько книг, разных по стилю и глубине – здесь есть и трагические страницы о греко-турецкой войне, геноциде армян и сожжении Смирны, и трансатлантическое путешествие, и описания эмигрантской жизни, и конвейеры Форда, и бунт чёрных в Детройте, и маргиналы Сан-Франциско. Да чего тут только нет – от медицинских подробностей и описаний особенностей гермафродита до греческих мифов.
Главная сюжетная линия касается человека, который родился девочкой, но в подростковом возрасте обнаружил, что на самом деле он – мальчик. Калл (или Каллиопа) рассказывает нам историю своей жизни: про путешествие пятой хромосомы, которая и привела к тому, что он – гермафродит; про греческих бабку и деда, которые были родными братом и сестрой; про отца с матерью, которые были троюродными; про всех своих родственников, их отношения, мотивы, поступки и мысли.
Отдельная тема здесь - человеческая изолированность и одиночество. Муки подросткового возраста усилены тем, что Калл - не девочка и не мальчик. Он задаёт себе вопросы: «кто я?» и «почему я не такой, как все», его преследует ощущение, что он – чудовище. Роман очень психологичен - глубоко и подробно описаны переживания не только главного героя, но и всех его родственников. Автор как будто находится в головах у героев и оттуда вещает их мысли.
Про язык и литературные приёмы: здесь они просто шикарны! Евгенидис как будто отматывает плёнку назад, и комментирует развернувшиеся картинки. Юмор до того тонок, что не даёт рассмеяться в голос, но его налёт не даёт уйти в депрессивные переживания даже в описании страшных моментов, всё воспринимается легко (за исключением первых глав о сожжении Смирны – ужасные моменты истории, почитайте про это, нельзя такое забывать).
Очень чувствуется, что это книга не просто американского писателя, а писателя из эмигрантской среды, человека с греческими корнями, который сохранил ощущение причастности к культуре Греции, к когда-то великой цивилизации, к православной церкви, к обычаям.И ещё эта книга имеет интересный эффект, по крайней мере, для меня. Когда речь идёт о молодости бабушки-дедушки, о их деревне в Малой Азии, об их мыслях и переживаниях, читать очень интересно. Но по мере того, как вся семья «обамериканивается», когда гамбургеры заменяют домашнюю колбасу с фенхелем и пахлаву, одинаково одетые мальчики и девочки заменяют женщин с тяжёлыми косами и мужчин в щегольских костюмах, когда потомки тех самых греков всё больше отстраняются от прошлого, всё усредняется и обезличивается, атмосфера в книге становится скучнее и серее, пропадают краски, которые были в начале книги. Не знаю, намеренный ли это приём автора, или так получилось. Но это вызывает ностальгию по временам до глобализации-стандартизации. В этом смысле «Средний пол» - книга не только про необычного человека-гермафродита, а вообще про всё человечество, которое всё больше усредняется. Мы настолько устремлены к благам современной цивилизации, что это часто приводит к отрыву от корней, к потере себя, своей родины. Мы все как тот гермафродит, не всегда понимаем «кто я» и «где моё». Цивилизованный унисекс без родины.
867