Рецензия на книгу
Парфюмер. История одного убийцы
Патрик Зюскинд
viktoriyasamozvanka17 апреля 2016 г.Больше, чем просто история одного убийцы
«В аромате есть убедительность, которая сильнее слов, очевидности, чувства и воли. Убедительность аромата неопровержима, необорима, она входит в нас подобно тому, как входит в наши лёгкие воздух, которым мы дышим, она наполняет, заполняет нас до отказа. Против неё нет средств».
Когда мир засматривал экранизацию этой книги по телевизору, я принципиально отворачивалась, потому, что знала – сначала будет книга.Прошло несколько лет, прежде чем я прочитала её. После – посмотрела фильм. Требуется ли говорить, что книга шикарна, а фильм это лишь неплохая пародия на роман, в котором были отражены истинная суть и замысел автора???
Не могу сказать, что поголовно, но несколько моих знакомых, (которые, кстати, СМОТРЕЛИ ФИЛЬМ, а не читали роман), презрительно морщатся и уверенно заявляют: «Парфюмер???? Фу, эту мерзость ты прочитала? Ужасный фильм, а к книге тем более не прикоснусь!!!» НО, ЛЮДИ! ПОЧЕМУ?
Да, читая эту книгу (ну и даже, пускай, смотря этот фильм) часто присутствуют рвотные позывы и отвращение. Но ведь существует множество других литературных произведений, в которых описаны подлые убийцы, сумасшедшие извращенцы, ужасные преступления (с подробностями!) и т.п. Почему же вас так отталкивает именно уродливый Гренуй и его поведение???
Вспомнимкак появился на свет наш герой, как вырос и как проживал свою жизнь… «Он, Жан-Батист Гренуй, рожденный без запаха в зловоннейшем месте мира, вышедший из отбросов, грязи и гнили, выросший без любви, выживший без душевной человеческой теплоты из одного упрямства и в силу отвращения, маленький, горбатый, хромой, уродливый, отринутый, физический и нравственный калека — он достиг того, что понравилось миру!» Понимаете??? Человек без запаха, который пришёл в этот мир случайно, выжил случайно, не умер тоже по случайности, и существовал ненужной вещью – КЕМ БЫ ОН МОГ СТАТЬ, КРОМЕ КАК ТЕМ, КЕМ ОН СТАЛ??? Он никогда не был нужен миру, и он сделал то, что было ему дано свыше, как единственная «компенсация» за его отталкивающий облик. Он всегда был обречён на смерть. Да и что тут говорить – он, родившись, уже был мёртв!
Читала я этот роман давно, несколько лет назад. И вот, сейчас, села писать рецензию по отголоскам впечатлений, восстанавливаемыми в моей памяти кусочкам пазла, который теперь-то и сложился в общую картину… Я понимаю, что Зюскинд абсурдностью преступлений, сущностью Жана-Батиста Гренуя заставить читателя окунуться в зловонность всей истории, случившейся с этим «недочеловеком», который не имел запаха. По-вашему, как ещё автор должен был суметь убедить читателя во всей мерзости этого рождённого на свет отвратительного существа, именуемого Жаном-Батистом Гренуем? Да! Патрику Зюскинду удалось феерично передать суть жизни главного героя. Но многие люди, поражённые и застигнутые врасплох негативными описаниями жизни героя, не смогли разглядеть эту историю, как одну из, просто ужасных и фатальных, судеб. Они видели гнусного убийцу. Но не видели гениальности романа, в его искусном рассказе о том, как главенствующее положение занимает аромат. Эта книга для меня первая и единственная пока из всех прочтённых, ароматная, вонючая, смердящая, пахучая, душистая, зловонная. Просто браво! Объясню, почему для меня эта книга оказалась значимой. Да, из-за запахов. Ведь далеко не внешность или тембр голоса та самая «основа». Именно запах, он «задаёт» программу– понравится человек, или нет. Это же ведь флюиды, это именно то, что красочнее всего возвращает читателя на уровень «животного», дикого, на уровень инстинктов. Гренуй не имел запаха и он был мертвец для общества. Но ему хотелось, вероятно, побыть в роли «живого». Всё живое имеет СВОЙ аромат. ЗАПАХ – вот то, что определяет нас. К слову, последние полтора года у меня произошли изменения в обонянии: оно обострилось, я одно время ощущала фантомные запахи… Если я, вместо 2008 года, читала бы роман сейчас – я бы с ума сошла от реалистичности вони, описываемой в «Парфюмере»! ))) Итак, автор представил нам историю о том, как «инстинкты» движут всеми людьми (момент казни Гренуя), о том, что всякий гений – безумец, о том, что тот, кто не имеет запаха – он просто мёртв, о том, какое обилие запахов носит планета, о том, как много из них – посторонние, те, что перебивают «истинную сущность» каждого отдельного человека . Я отождествляю вонь рыбы, тухлятины, отбросов, помоев – со всем «ненужным», заполняющим нас каждодневно, мешая нам быть СОБОЙ. Это роман, в котором истина глубже, чем в просто «истории одного убийцы».)) Кстати, фильм не достоверен. В книге ясно, что Гренуй убил свою первую девушку целенаправленно, а вот в фильме, когда я смотрела, мне показалось, что это случайность. Ну, может, только мне.)) Люблю, когда о вкусах можно спорить. Спасибо за внимание, надеюсь, я не утомила писаниной.))529