Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ветер в ивах

Кеннет Грэм

  • Аватар пользователя
    Аноним15 апреля 2016 г.

    Я разделяю убеждение в том, что у каждой книги есть оптимальный возраст. В том плане, что НЕ прочитав ее на определенном этапе ПОСЛЕ будет трудно целостно воспринять смысловой пласт, созвучный тому периоду становления личности. Нет, он не будет уничтожен совсем, но вот «звучание в унисон» и «резонирование» будет утеряны.
    Так вот, к чему это я. Поздно ко мне пришла книга «Ветер в ивах». Один кусок «вибрирует» не туда. Точнее не так. Я «уже третий день вибрирую не туда».

    Ладно. О том, что «куда надо».
    Я готова читать и перечитывать главы про дом, тепло домашнего очага, возвращение домой, любовь к простому и скромному быту.
    Ужины с друзьями, повседневные труды не как обыденность и рутина, а как ритуал и таинство, как часть ухода за домом. Уют и неспешность. Специфика пространства повести (Река, Дремучий лес – «мы, прибрежные жители, никогда туда не ходим», «Большой мир за дремучим лесом» (свой-чужой, осваиваемое пространство, запрет, инициация.)). Радость от жизни и маленькие радости жизни. Друзья, которые принимают тебя таким, какой ты есть. Неидеализированные отношения.
    Я из тех, кому нравятся тягучие объемные описания реки, песнь Пана и лирика повести.
    Про "несостыковки" внутри мира. Антропоморфность зверей можно «раскачивать» в любую сторону. Я про «население повести»: зверей, которые сосуществуют с людьми (и гипотетически могут «скрещиваться»), при этом есть разумные домашние животные (лошади, коровы) находящиеся в подчиненном положении; бессловесные, но поющие птицы в клетках и говорящие утки, бекон на завтрак.
    Неужели ни у кого в детских играх мишка не ехал верхом на коне к кукле на завтрак? И вместе они не ели бутерброды с колбасой?
    Или как карикатуру на социальные типы. Год рождения автора - 1859. Классовое деление общества (подчинение лошади, «лебезение» ласки перед победившими, прачка как низший класс (она же еще и женщина… В НАГРУЗКУ: «дрянная баба», «мерзкая жирная дрянь», «толстуха») и межличностные отношения (роль и место женщины, роль и место младших), - объективная реальность того времени.
    Раскрутить это противоречие не составит труда. Не факт, что ребенок вообще его заметит.

    А дальше. Да, я хочу об этом поговорить. Да, предполагаю, что это мои проблемы восприятия. Кажется, я не так читаю определённый пласт. И не могу начать читать его ТАК. Он где-то провисает. Читанному в детстве Карлсону мне никогда не хотелось нанести тяжких физических. А Тоду хочется. Самовлюбленная, тщеславная, эгоистичная жаба.

    Дальше пересказ сюжетной линии и куча негативно-оценочной лексики.

    Жаба – кутила, проматывающий отцовское наследство. Владеет самым шикарным домом. Инфантилен, лжив, легко увлекается. По сюжету: после того как Жаба отпустило с парусниками («глупая мальчишеская забава», «напрасная трата времени») им овладела идея путешествия на фургоне. Отправившись в оное с друзьями, попадает в небольшую аварию (лошадь рванула, испугавшись шума автомобиля). Как результат: новая страсть. Тод спускает деньги на все новые и новые машины, старые разбивает в хлам в авариях, сам не выходит из больниц. Друзья в попытке отговорить его от подобного безрассудства по отношению к себе, окружающим и наследству не находят лучшего решения, чем посадить его под домашний арест. Обманным путем (=умираю, зовите нотариуса) Жаб сбегает, бахвалясь своим умом. В ближайшем кафе угоняет машину. Его судят (кража, опасность для окружающих и неуважение к полиции = 1+3+15 лет соответственно, «а для большей верности срок стоит округлить до двадцати лет») и бросают в тюрьму. Он бежит исключительно благодаря сочувствию дочери смотрителя. Позже попадает на поезд и сбегает с помощью машиниста. Ему везет и его подвозит женщина на барже. Конфликт, вызванный исключительно бахвальством Тода, приводит к тому, что он оскорбляет женщину. Она спихивает его в воду. Вынырнув на берег, Жаба крадет лошадь, принадлежащую этой «толстухе», а после продает коня цыгану. Попадает в машину к тем же людям, у которых ее раньше угнал. Неузнаный, в порыве бахвальства просит порулить и топит машину в пруду. Видит полисменов, падает в реку. И выплывает прямо к дому друзей. Все. Полицию в тексте мы больше не увидим. Все это время жаба самодовольно вышагивает, поет гимны себе и проклинает тех, кто ему попался на пути. И если дочка тюремного надзирателя, машинист и толстуха как-то вознаграждены Тодом после (хотя слова Тода, что он


    «послан судьбой, дабы наказывать жирных баб с грязными руками за то, что они, увидев истинного джентльмена, не могут этого понять»

    как по мне, так обесценивают оплату стоимости коня), то эти «дураки», «недалекие, злые и трусливые туристы» так и остались у утонувшего автомобиля. А в финале соблюдено благочестие. Да, я понимаю, что повесть «Ветер в ивах» была издана в 1908. Другие были реалии. Но я сейчас воспринимаю это слишком серьезно и не могу переключить на иное модус восприятия. И боюсь, что транслировать буду то же самое. Я ненавижу морализаторство в детских книгах. НО Я забыла, КАК иначе читать такие приключения. Не бухтеть «как старая бабка», а просто радоваться за персонажа. И на одном замершем вдохе читать сцену побега из тюрьмы. Кто-то ищет человека, а я теперь ищу ребенка. В прошлом. Кто прочитал и помнит. Вот как это видят дети? Важно это или не важно? Глупость зацикливаться ли?
    А я буду сидеть и думать о том, что я зацикливаюсь. Или о том, какие информационные и поведенческие посылы хочу видеть. Или о том, что нечего думать, надо наслаждаться главами без Тода.

    2
    71