Рецензия на книгу
Трудно быть богом
Аркадий и Борис Стругацкие
ant_veronique11 апреля 2016 г.Я не любитель фантастики и, естественно, не знаток этого жанра. Поэтому для меня это произведение было неожиданным, даже не представляла, что научная фантастика бывает такой.
Очень интересная проблема: развитие общества идет по своим непреложным законам, и ничего изменить в этом процессе невозможно, кроме как стереть цивилизацию и на ее месте создать абсолютно новую, или всё-таки можно каким-то не кардинальным вмешательством заметно ускорить развитие общества, усовершенствовать общество. Как я поняла Стругацких, ничего принципиально не кардинальным вмешательством не изменить. Невозможно целенаправлено построить идеальный мир. Человеку мало иметь необходимое, ему всегда хочется иметь больше, такова его природа. Сильный всегда старается отобрать у слабого, сила проявляется в жестокости, а если вдруг сильный по натуре добр и будет помогать слабому, то слабый уподобится домашнему животному, т.е. сядет сильному на шею и ножки свесит. Сколько в жизни подобных примеров. Как же сделать так,
чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным смыслом их жизниПо-видимому, только создав человека нового типа, с иной психикой? А не создать его.
В книге здорово показано средневековье, отличные параллели с миром, в котором жили Стругацкие, когда писали это произведение, и отличные параллели с миром, в котором мы сейчас живем, который для тех Стругацких - будущее. Всё это говорит о том, что мир меняется, а законы мира остаются.
Антон - человек идеального будущего мира, который, получается, не создать. Каков он, этот идеальный мир? Каковы его люди?Сильные, но не жестокие? Как это? Об этом очень мало в книге. В чем цель Эксперимента, в котором участвует главный герой, если всё вмешательство сводится только к спасению лучших людей, а их потом прячут? Что это дает? А боги ли эти экспериментаторы, если ничего они толком не могут изменить, кроме как стереть наблюдаемый мир (ведь как знакомо: "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим...") Они не могут успешно возглавить восстание, потому что получают стрелу в затылок. Они не могут успешно плести интриги, ведь серость побеждает, а потом и чернота (абсолютная тьма).
Книга мне очень понравилась, но некоторые моменты меня разочаровали. Как-то коробило меня всю книгу, когда Антон думал с досадой, что угнетенные люди не борются, что они только боятся. Какие-то постоянные внутренние призывы к борьбе, к революции. А в конце книги в разговоре с Будахом сам говорит, что сильный отберет у слабого, а если нет, то другой сильный его уничтожит и опять-таки отберет у слабого (вот почему и отказал он Арате в "молниях"). Любая революция жестока и заканчивается "пожиранием своих детей". Какие-то внутренние противоречия у Антона и в книге. Хотя, возможно, за счет этого авторам удалось обойти цензуру.
И вот смерть Киры... ну, вот как-то не продумали здесь авторы, на мой взгляд. Как только она подошла к окну и стала смотреть, первое, что мне пришло в голову, было: нельзя стоять у окна, ведь пристрелить могут. Почему же умному и опытному Антону - дону Румате это не пришло в голову, почему он ей ничего не сказал, не убрал тут же в какой-нибудь безопасный угол? Конечно, Кира была нужна живой как заложник, но разве Антон первый раз столкнулся с тупостью и недисциплинированностью простых вояк того общества? Какая-то нелепая смерть у Киры получилась.15108