Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пушкинский дом

Андрей Битов

  • Аватар пользователя
    Аноним11 апреля 2016 г.
    Как смели те же люди, отвершив несправедливость, - они же и восстанавливать ее!.. В лучшем случае это цинизм: выходит, они всегда знали, что делают.

    Не зря Битова называют русским Джойсом. Все-таки я нынче несколько охладел к довольно скучным, посредственным жизнеописаниям интеллектуалов, которые свои мелкие драмы выставляют за нечто особенное и отчасти великое. Как и у Джойсовского Стивена, у Битовского Левы жизнь неинтересная, банальная жизнь интеллектуала или художника, которую он пытается облечь в несколько необычный для России стиль повествования . Поток сознания героя перетекает в поток сознания автора. Сам автор спорит с героем, хочет вывести его на чистую воду, не всегда успешно, то же самое старается сделать и герой. Битов представляет для читателя различные «версии и варианты» развития событий, но в то же время описывает подробно только свой вариант, второй же лишь как приложение, что вызывает по ходу пробежки по страницам романа только скуку.

    Это, конечно, не «Улисс», а скорее «Портрет художника в юности» или точнее «Портрет интеллектуала в юности». Только с одной оговоркой у Джойса в разы талантливей, в разы изящней и эстетичней и в разы интересней. Все же стоит отметить, что наброски изменений образа героя у автора выходят занимательно и интересно.


    Лева – на вид совсем другой: поосунулся, переоделся, стал поуверенней, понахальнее, попривык к своим мукам, пообтерся об себя же. Хвастаться вроде нечем, а что-то уже было в его жизни, а это само по себе что-то. Он приобрел кое-какие черты из тех, что всегда у него были. Он как бы проявился, проступил сквозь себя.

    Больше всего мне понравилась вторая часть романа - «Герой Нашего Времени». Отношения главного героя со своими возлюбленными, его страдания, страдания других, которые он причиняет, все это описано с большой тонкостью и точностью. Образ его первой и вечной несчастной любви в образе Фаины - превосходнейший образ, хоть и кажется сперва несколько банальным. Очень любопытную мысль автор проводит в противовес чувствам героя, мол, чем больше он проводил времени с ней вместе, тем меньше он ее знал, потому что подмечал лишь мелочи и то, что ей было по сути безразлично, а для него существенно. При этом, не замечая того, чего видел любой ее шапочный знакомец, любой, кто был знаком с ней полчаса - знал о ней больше чем пылко влюбленный Лев Одоевцев. Есть в этом некое трагичное зерно.

    Другие части романа мне не понравились и оказались очень скучными. «Отцы и дети» мне не понравились хотя бы потому, что я не очень большой поклонник этого тургеневского романа. И та проблема, что выписывает автор, та ситуация в которой сын идет против отца, это противодействие практически на генном уровне, мне, мягко говоря, не кажется интересной и банальной. Отрицание отрицания. Ключевой момент этой части - встреча Льва со своим дедом и вовсе не произвела на меня должного впечатления, а точнее практически никакое. Хотя сам роман и не написан в таком стиле, чтобы вызывать яркий эмоциональный отклик у читателя, но все же...

    Последнюю часть я дочитывал в жутчайшем унынии. Даже финальная дуэль, которая должна впечатлять читателя, будоражить эмоции, этого не делает, а желание поскорее дочитать «Пушкинский дом» и прекратить эту медленную муку все настойчивей мелькает в сознании.

    Своеобразности «Пушкинскому Дому» добавляет стиль повествования - своеобразный фатализм автора, который все знает заранее о судьбе каждого героя и то устремляя взгляд в будущее юного Льва, то возвращаясь в прошлое, либо перескакивая от события настоящего к прошлому. Само время идет в этом романе не прямо, а во всевозможные стороны. И вдруг в «Герое Нашего Времени» читатель оказывается посредине «Отцов и Детей». Все это, конечно, хорошо и прекрасно, но жестокой скуки и неинтересности романа в целом это не отменяет.

    5
    288